Перед отъездом 15 августа мы с Зиной забрели в усадьбу Чукавино. Надо сказать, что мы хотели посмотреть усадьбу Коноплино, в которой жил писатель Лажечников, но ее купил какой-то не то губернатор - в общем олигарх и ее по нормальному посетить нельзя, можно только пешком вдоль Волги. Но это большой путь. Как нибудь в другой раз.
Но мы по дороге видели шпиль старой чукавинской церкви и решили ее отыскать.
Мы читали, что тут должна быть усадьба Великопольских, в которой тоже бывал Пушкин.
Почему-то мы побоялись оставить машину у каких-то ворот (а вдруг и ее купили и нас не пустят. Хотя потом выяснилось что это ворота усадьбы), а оставили ее на дороге и пошли прямиком через яблоневый сад.
Вообще-то погода не совсем располагала к таким прогулкам, но охота пуще неволи.
Я хотела посмотреть красивую церковь.
И вот представляете, миную я последнюю рытвину сада и передо мной расстилается подстриженный газон, а дальше красавица церковь. Я взглянула вправо и
увидела за небольшим парком усадьбу и никого. Усадьба в приличном состоянии, видно что ее ремонтируют. Новые окна и все строения покрашены.
Вот как бы план где находится усадьба.
А теперь начнем с истории.
Первое документальное упоминание о Чукавине относится ко второй половине XVII века, когда оно принадлежит боярам Сытиным. В 1706 году в сельце была построена деревянная церковь. В конце 30-х годов XVIII века дочь Дмитрия Степановича Сытина вышла замуж за прапорщика Петра Романовича Чоглокова, род которого вел свое происхождение от новгородских бояр, в качестве приданого ей было отдано село Чукавино. Петр Романович был в родстве с племянницей императрицы Елизаветы Петровны - Марией Симоновной Чоглоковой(она была женой его кузена). Этим отчасти объясняется размах, с которым вдали от столицы в конце XVIII века строилось имение Чукавино.
В 1746 году состоялось освящение каменной трехпрестольной Владимирской церкви,
а в 1751 году был построен усадебный дом.
Во второй половине XVIII века строительство в усадьбе прекратилось.
После кончины императрицы Елизаветы Петровны Чоглоковы ушли в отставку и поселились в имении.
Вскоре усадьба вновь перешла по женской линии в качестве приданного за дочерью Петра Романовича Чоглокова к князю Сергею Борисовичу Болховскому, чьи имения находились под Казанью. Князь и молодая княгиня в Чукавине почти не жили, изредка бывая тут наездом и останавливаясь, главным образом, в имении Коноплино, находившемся в версте от Чукавина, где в конце ХУ111 века был построен просторный каменный дом в два этажа. В 1791 году усадьба в очередной раз была дана как приданное за дочерью князя С. Б. Болховского - Надеждой Сергеевной, вышедшей замуж за генерал-майора Е. И. Великопольского. И имение переходит в род Великопольских. Но сами они жили в Казани, где служил Ермолай Иванович.
В конце 18 века у них родился сын Иван. В 1812 году он поступил в Казанский университет.
В 1814 году Великопольский вышел из университета с чином 14-го класса и поступил в лейб-гвардии Семеновский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. Служба его не отягощала, посему продолжал Иван Ермолаевич писать стихи и поигрывать в карты, что становилось сильнейшей его страстью. На почве карт и стихосочинительства и сошлись Великопольский с Пушкиным. «Впору позавидовать этому человеку, - писал об Иване Ермолаевиче московский журналист В.Д.Соколов, выпустивший двухтомник о знакомцах Александра Сергеевича, - и о стихах с Пушкиным беседовал, и в штос с ним играл, и даже пикировался на эпиграмматическом языке».
Княгиня Надежда Сергеевна Болховская после смерти мужа от второго брака с казанским помещиком А. Ф. Моисеевым родила еще одного сына - Николая Алексеевича и дочь Варвару Алексеевну, вышедшую впоследствии замуж за известного математика, профессора Казанского университета Н. И. Лобачевского. Когда дети выросли, то старицкие имения Надежда Сергеевна разделила следующим образом: Чукавино отошло к старшему сыну Ивану Ермолаевичу Великопольскому, а соседнее Коноплино было дано в приданное за его единоутробной сестрой В. А. Лобачевской.
В усадьбу к И.Е.Великопольскому - известному меценату, театралу, литератору - в 1829 году приезжал А.С.Пушкин.
В 1831 году И. Е. Великопольский по завещанию своего покойного друга, знаменитого московского врача, доктора медицины - Матвея Яковлевича Мудрова(он был вхож в семью Пушкиных, был их семейным доктором) - женился на его шестнадцатилетней дочери Софье Матвеевне.
Дочери Мудрова - Софье Матвеевне, по-видимому, была подарена матерью А. С. Пушкина, Надеждой Осиповной, миниатюра, выполненная крепостным художником, на которой представлен поэт в младенческом возpасте.
Долгое время миниатюра хранилась в Чукавине.
(В 1950 г. правнучка С.М. Мудровой, Елена Александровна Чижова, подарила миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле “Пушкин”. Народный артист РСФСР, Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.)
Поселившись с женой в Чукавине, И. Е. Великопольский сразу же со свойственной ему энергией занялся реконструкцией и благоустройством имения. Особенно много внимания Иван Ермолаевич уделял хозяйственному обустройству усадьбы. В поисках дополнительных доходов он стремился завести в имении высокопродуктивную породу молочных коров, пробовал наладить торговлю лошадьми. Для хозяйственных нужд он выстроил новые каменные строения на месте прежних тесных деревянных. Усовершенствовал технологию выращивания и обработки льна и других прядильных растений. Для выработки тонкого льняного полотна он построил ткацкую мастерскую, оснастив ее станками собственной конструкции. Предметом особого внимания помещика были парк и сад. Для разведения парка, его разбивки и выращивания экзотических деревьев пригласили из Швейцарии опытного садовника. По указанию садовника с Урала, Северного Кавказа, из Крыма привезли редкие лиственные и хвойные породы деревьев. Перед домом, на пологом спуске к Волге, разбили партер, состоявший из различных по конфигурации полян, на которых живописными купами рассадили экзотические деревья.
Предметом гордости Великопольского была оранжерея, или, как ее называли, зимний сад, здесь произрастали южные растения и фруктовые деревья.
Просвещенный хозяин завел в Чукавине сельскохозяйственную школу, больницу, отправлял способных крестьянских детей учиться в Казанский университет.
Конечно, сейчас трудно представить усадьбу во всем великолепии, но многое сохранилось и трогательно напоминает о старой усадебной жизни.
Сегодня в усадьбе сохранились главный дом, флигель, церковь, пейзажный парк с прудами, остатки хозяйственных построек.
Главный дом одноэтажный. С боков его такие интересные подъезды.
Я не дошла до парковой стороны, мне показалось, что там чаща. А оказывается он очень красиво стоит к парку прудам (где теперь элитное хозяйство выращивающее собак), к Волге.
Я видела только ту его часть, которая смотрит на въезд, хоздвор и небольшой парк.
Камни подъезда в налете старины.
Дверь наверно еще начала 20 века.
Это видны хозяйственные постройки. Там сейчас живут наверно рабочие.
На флигеле отделяющим дом от церкви чей-то герб.
Вот поближе.
А теперь про церковь и ее некрополь.
Строительство церкви было окончено в весьма короткий срок: уже в 1746 году состоялось первое освящение храма. Какие-то отделочные работы продолжались, правда, и после этого. За первым освящением последовало еще два: в 1747 и 1748 годах, но в обоих случаях речь шла о приделах в трапезной.
Церковь села Чукавина имела три престола: главный – во имя Владимирской Божьей Матери, правый – Николая чудотворца и левый – Дмитрия Солунского. Церковь выстроена из белого известнякового камня и имеет стройный, величественный вид. Она сверху была украшена 4-я статуями евангелистов, лепной работы.
На колокольне над входом в падине некогда был вставлен образ Владимирской Божьей Матери, на киоте которой надпись с трех сторон: «Стража земли русской», и на доске выше образа: «В память священнаго коронования императора Александра II-го и Марии 1856 г. Августа 26 дня». Этот образ был поставлен помещиком И. Е. Великопольским с разрешения Св. Синода 26 августа 1857 г.
Церковь очень красиво украшена белым старицким камнем.
На стене в паперти была надпись следующего содержания: «Сей св. храм построен 1746 г. Помещиком Петром Романовичем Чогловым. Внутри в теплой церкви стенная живопись возобновлена 1913 г. на частные пожертвования, благодаря стараниям церковного старосты полковника Андрея Николаевича Чаплина и священника Степана Симакова. Живопись производил живописец И. П. Кочеров». Под колокольней на надгробном памятнике имеется следующая надпись: «Под сим камнем покоится тело строителя храма сего Петра Романовича Чоглова».
Вот как оно все сейчас выглядит
Последним по времени каменным строением в усадьбе была церковная ограда, возникшая примерно в 60-е годы ХVIII века.
Сложенная из кирпича на белокаменном цоколе и с белокаменным открытием по всему периметру, ограда была сделана невысокой, скорее чисто символически отгораживая место последнего упокоения от мирской суеты.
С юга и востока в ограде имелись святые ворота,
у которых центральная часть была решена в виде арки с фронтоном над ней, а две другие арки по бокам служили проходами на церковную территорию.
На этом небольшом почти прямоугольном участке в ограде церкви погребены некоторые из владельцев Чукавина и их ближайших родственников:
Иван Ермолаевич Великопольский и супруга его Софья Матвеевна Мудрова
А это загадка - почему здесь похоронен барон Александр Петрович Клодт фон Югенсбург(1841-1902), сын скульптора Петра Карловича, автора коней на Аничковом мосту?
Я нигде не нашла его связи с владельцами усадьбы.
UPD Он был вторым мужем Софьи Николаевны Чаплиной-Масловой. см ниже роспись.
Вот фамильное захоронение Чаплиных:
Под плитой видно глубокое захоронение. А памятник как бы один на всех.
Тут надо пояснить. Дочь Великопольских Надежда Ивановна вышла замуж за полковника Николая Александровича Чаплина(1815-1866).
Вот его надпись на вертикальном памятнике.
Здесь же похоронена и его жена Надежда Ивановна 1832-1909 (она ненадолго сына пережила)
А это их сын Ермолай Николаевич (1857-1905)
А памятник в Москве делали:
Надо сказать, что только могила Чаплиных стоит. Остальные камни в траве лежат.
Кому интересно я здесь помещу роспись их детей:
У подполковника Николая Андреевича Чаплина, р. 2 марта 1815 г., ум. 15 августа 1866 г. и его жены Надежды Ивановны, урожд. Великопольской, р. 13 сентября 1832 г., ум. 20 января 1909 г. было 9 детей.
1) Мария Николаевна, р. 13 марта 1854 г.
Муж ротмистр Николай Иванович Кулаков.
2) София Николаевна, р. 17 марта 1855 г.
1.Муж ротмистр Николай Николаевич Маслов.
2. муж - барон Александр Петрович Клодт фон Югенсбург(1841-1902)
3) Ермолай Николаевич, р. 21 января 1857 г.,
служил по министерству финансов.
4) Надежда Николаевна, р. 21 апреля 1859 г.
Муж Василий Васильевич Энгельгардт.
5) Вера Николаевна, р. 8 июня 1862 г.
Муж Владимир Александрович Владимиров.
6) Таврион Николаевич, р. 1 июня 1863 г.,
корнет Сумского драгунского полка.
7) Андрей Николаевич, р. 25 июля 1864 г.
8) Николай Николаевич, р. 11 ноября 1865 г.,
подпоручик.
9) Екатерина Николаевна, р. 9 февраля 1867 г., ум. в
1942 г. в блокадном Ленинграде.
1-й муж подполковник Александр Николаевич
Дрейер, р. 11 ноября 1855 г., ум. 16 октября 1896
г., похоронен на Никольском кладбище в Спб. У них
двое детей: Николай и Елена.
2-й муж врач Николай Гамалея.
Вот такое путешествие во времени.
Что стало с усадьбой после революции ясно. Там был колхоз.
В 1937 г. была закрыта Чукавинская Владимирская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под склад.
С 1980 г. Чукавино была базой отдыха завода «Центросвар» города Твери. Здесь, после долгого перерыва была произведена косметическая реставрация Владимирской церкви и усадьбы.
В 1996 г. бывшее имение Чукавино с церковью было передано в аренду на 49 лет московскому историко-литературному обществу «Возрождение». Что это за общество мне найти не удалось?
Но тверская прокуратура своей проверкой их деятельности на территории памятника архитектуры федерального значения – комплекса «Усадьба Чукавино» ХVIII – ХIХ в.в. выявила нарушения. Может по-этому там все идет ни шатко ни валко и туда еще пускают интересующихся посторонних.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →