Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Миусы

Сегодня прогулялась по Миусам.
Результат я думаю, мы будем рассматривать не один день.

Начнем, конечно, с самой большой достопримечательности этого района.



Ну пошли.
Длительное время тут находилось пустое поле, подходившее на западе к незатейливым постройкам и огородам Тверской слободы ямщиков, на востоке к домам Новой Дмитровской слободы, на юге к избам слободы оружейных мастеров, а на севере к Камер-коллежскому валу.
Возможно, только в конце XVIII в. этот пустырь был приспособлен под продажу лесных материалов - в "Историческом и топографическом описании Москвы" 1787 г. упоминается "торговая площадь, на которой торгуют разным лесом, в коей лавок деревянных 38". В продолжение почти всего XIX в. использование этой площади не менялось.

Издавна вся эта местность была неблагоустроенной. Московский бытописатель Д. И. Никифоров рассказывает, как он в 1830 г. ездил на Миусскую площадь покупать лес для стройки: "Слабый свет фонарей едва мерцал, внизу у нас была пятая стихия, т.е. грязь по ступицу, а сверху обдавал нас дождь. Мы ехали по безбрежному морю грязи. Наконец лошади остановились, выбившись из сил... Грязь на Миусской площади существовала даже в 1856 г. В коронацию Александра II я ехал с теперешней Долгоруковской улицы в павильон Ходынского лагеря, пересекая Миусскую площадь, и экипаж мой застрял в трясине Миусской площади, так что созванные ночью рабочие вытаскивали его рычагами".

Еще в середине XIX в., "обращая внимание на постепенное при перестройках домов в Москве исправление улиц", предпринимались попытки придать площади более цивилизованный характер. "Миюзская лесная площадь, - отмечали городские власти. - состоящая в Сущевской части, при неправильной своей фигуре, имеет размер весьма велик в сравнении оказывающейся в том надобности". Тогда с согласия генерал-губернатора А. А. Закревского часть земли, оставшаяся после урегулирования, поступила в собственность местных владельцев.

К концу XIX в. город решил отдать обширную площадь. расположенную так удобно - недалеко от его центра, под застройку, и в 1890-х гг. городские землемеры распланировали ее, проложив несколько улиц и переулков. которые стали называться Миусскими под различными номерами, оставив лишь в центре небольшую площадку для сквера. Но застраивать Миусское поле начали еще ранее утверждения планировки площади, и первыми на северной окраине обширного поля появились здания парка конно-железных дорог, получившего название Миусского.

Во время Политехнической выставки 1872 г. военное ведомство выстроило конно-железную линию, и в том же году компания, основанная В. К. Деллавос, Н. Ф. Крузе и А. С. Уваровым, получила концессию на создание "на собственный счет и страх" целой сети конно-железных дорог.

Они получили у города большой участок в Миусах и начали устраивать здесь парк - мастерские, кузницы, конюшни. Строительство продолжалось и в 80-е и в 90-е г.

1895 г., когда конку по Долгоруковской улице в виде опыта перевели на электрическую тягу, выяснилось, что доходность ее увеличилась в 2 раза, и, таким образом, введение электрического трамвая было предрешено. В 1907 - 1909 гг. в Миусском парке выстроили большое здание на 214 трамвайных вагонов.

Производственные корпуса, решенные в едином художественном стиле, производят целостное впечатление. Находящийся на государственной охране административно-жилой корпус (стр.1) выстроен архитекторами М. Н. Глейнигом, Н. К. Жуковым и Н. А. Сытенко.

Миусский трамвайный парк одновременно много лет был не только трамвайным депо, но и служил мастерскими для ремонта всех трамваев города.

Большепролётная стальная клёпаная конструкция перекрытий вагонного сарая, размером 29 на 70 метров, выполнена по проекту инженера В. Г. Шухова.



В настоящее время здания используются в качестве троллейбусного парка (4-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс»). Надо сказать, что под парк пошла сейчас вся территория Миусс и Тверской Ямской слободы. Их там такое кол-во стоят. Непонятно, что по Москве ходит. Они стоят вдоль всех дорог и проездов. Так что не одно здание с сегодняшней прогулки не обошлось без троллейбуса.



Парк построен в краснокирпичном стиле типичном для промышленных зданий на рубеже 19-20 веков.


В начале 1900-х гг. в городе стали возводится электрические подстанции, и одной из первых была Миусская - ее живописное здание находится на 2-й Миусской улице (N 7).

Надо сказать, что прежде к созданию образа производственных зданий подходили творчески, их рассматривали как произведение искусства, и тут, конечно же, напрашивается сравнение отнюдь не в пользу унылых советских заводских строений.

Посмотрите оно такое красивое, что хочется его рассмотреть со всех сторон, во всех деталях.




Вот мы рассмотрели все промышленные здания Миус.
Думаю на сегодня хватит.
Завтра посмотрим эту площадь как самую ученую:)
Tags: Миусы, Прогулки по Москве, Старая Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments