Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Category:

Милютинские пер.

Давно мы с вами не гуляли. Я соскучилась, да и материала еще лежит много, а со временем номера снятых домов забываются и могут получится казусы... так что погуляем мы (с Романюком и Сорокиным в компании, конечно)по Милютинскому пока я еще не все забыла.



В конце XVII - начале XVIII в. переулок назывался Казенным, так как тут находился "казенный двор" - место хранения имущества Семеновского полка. Нынешнее название переулок получил, как это часто случалось в Москве, по фамилии самого приметного его жителя Алексея Яковлевича Милютина, истопника Петра 1, который в 1714 г. завел здесь "шелковую, лентную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми, своим старанием преждее другии фабрик". Его мануфактура была самой старой и самой большой в Москве - к концу XVIII в. на ней трудились 350 работников. Дома Милютиных сохранились - перестроенные, они стоят под №№ 14 и 16.


это усадьба №14


а эта №16 она доживает последние дни.

Из семьи Милютиных вышли трое братьев, каждый из которых удостоился отдельной статьи в энциклопедии. Самый старший из них, Дмитрий, реформатор русской армии, прожил долгую жизнь - он видел Пушкина, участвовал в войнах на Кавказе и против Турции, был военным министром и умер 95 лет в чине генерал-фельдмаршала в начале нашего столетия. Средний брат, Николай, прожил 54 года - он был выдающимся государственным деятелем, активным участником освобождения крестьян от крепостной зависимости. Самый младший, Владимир, жил меньше всех - он скончался 29 лет, но и за это время, отведенное ему судьбой, он стал известен как незаурядный публицист, автор нескольких талантливых книг по экономике. О родовом доме в Милютинском переулке есть интересные воспоминания старшего брата; о нем писал и известный коллекционер конца XIX в. П. И. Щукин - его родители жили в этом доме в 50 - 60 гг. XIX в.

Ограда дома № 14

Дом 14. Эту часть владения в 1829 году у М. А. Милютина приобрела М. Ф. Секретарева, а в 1835 году владение Секретаревой переходит к дворянской семье полковника Херодинова.

В 1882 году владение купил известный купец Фердинанд Леонтьевич Фульда, основатель фирмы, снабжавшей рынок москательными, химическими товарами и металлическими изделиями. Члены его семьи возглавляли Сокольнический спортивный клуб, Московское общество воздухоплавания, московский лаун-теннис, Московское отделение Русского музыкального общества. Во владении в 1830-х годах жил известный в то время врач-гомеопат И. Ф. Гольденберг; в 1850-х — семья музыканта, пианиста, педагога Ф. Лангера; в 1873 году здесь родился поэт В. Я. Брюсов; жил издатель исторического журнала “Русский архив” П. И. Бартенев. Владение поставлено на государственную охрану как “памятник архитектуры XVIII—XIX веков”. Реставрируется ограда.



Дом №16. Эту часть владения Милютиных в 1829 году приобрел майор Платон фотиевич Митьков, брат декабриста Михаила фотиевича Митькова, члена Северного общества, участника войны 1812 года.
дом № 16, стоящий по красной линии улицы, сохранился по крайней мере с XVIII в. (позднее он был надстроен третьим этажом).


Дом во дворе - одно из пушкинских мест Москвы.

1834 - 1837 гг. тут жили родственники А. С. Пушкина - его тетка Елизавета Львовна с мужем Матвеем Михайловичем Сонцовым (Солнцевым) и двумя дочерьми - кузинами поэта.

Он писал Наталье Николаевне II мая 1836 г. о посещении этого дома: "Был я у Солнцевой. Его здесь нет, он в деревне. Она зовет отца к себе в деревню на лето. Кузинки пищат, как галочки". В 1837 году у родственников гостил Сергей Львович Пушкин, здесь он узнал от поэта Баратынского о гибели своего сына. Е. А. Баратынский вспоминал, что он "как безумный долго не хотел верить" страшному известию. "Мне остается одно, - сказал тогда ему Сергей Львович, - молить Бога не отнять у меня памяти, чтоб я его не забыл".

Это еще один вид пушкинского памятника с другого бока, от вл. 18.

Дом № 16 по улице - памятник театрального прошлого Москвы. В его подвале (восемь окон слева от входа во двор были лет десять тому назад заложены) в 1912 г. начались спектакли "Летучей мыши", первого московского театра миниатюр, выросшего на основе капустников артистов МХТа. На занавесе вместо чайки была изображена летучая мышь:

Мышка, ты так мила, резва,
Мышка, твоя афишка
Мала, пестра,
Смешна, остра...

Создатель этого театра, артист Николай Балиев, был одним из первых конферансье в России. Даже это слово - "конферансье" - до его выступлений не было известно. Атмосфера отдыха, непринужденной беседы, общения со зрителем - все это было заслугой Балиева. Обладая незаурядным вкусом, он сумел поставить дело так, что выступать на подмостках его театра считали за честь многие известные артисты. Современники вспоминали, что на эти актерские "ужины шуток" приглашалась вся Москва, а сам Балиев приобрел репутацию "самого большого мастера на самые маленькие пьесы". Биография этого театра началась с маленького подвальчика в доме Перцова (на Пречистенской набережной). Здесь после спектаклей собирались актеры и их гости, шутили, смеялись, отдыхали, выступали перед товарищами на маленькой сцене. Но Шаляпин и Собинов не пели, а... демонстрировали французскую борьбу, Станиславский показывал фокусы, а Качалов танцевал польку.

В 1912 году театр переехал сюда в отделанный для него полуподвал из дома Перцовых на Пречистенской набережной.
Помещение театра в Милютинском переулке уже значительно больше старого. Стены его были украшены панно, в углу зрительного зала виднелся фонтан в виде струившей слезы трагической маски, сделанной известным скульптором Н. А. Андреевым. Театр был необыкновенно популярен в Москве - его зеленоватая карточка с изображением летучей мыши и со словами "Летучая мышь разрешает вам посетить ее подвал" была предметом сокровенных желаний многих, здесь выступали такие знаменитости, как Шаляпин и Баттистини, Собинов и Качалов, Савина и Варламов. Здесь состоялся дебют будущей известной певицы Валерии Барсовой.

В начале 1913 года газеты извещали: “Cabaret “Летучая мышь”. Ежедневные спектакли. Плата за вход 5 руб. 10 коп.”. В репертуаре были театральные пародии, художественные миниатюры. В театре выступали Шаляпин, Собинов, Качалов, Варламов, начала свою сценическую жизнь Валерия Барсова. 21 января 1914 года театр посетил писатель Герберт Уэллс.
К сезону 1915 г. театр перешел в свое третье помещение, в подвал только что отстроенного дома в Большом Гнездниковском переулке, 10.

В подвале же этого дома обосновалось тоже театральное предприятие - так называемая массалитиновская школа, руководимая артистами Художественного театра Н. О. Массалитиновым, Н. А. Подгорным и Н. Г. Александровым. В этом же памятном в истории русского театра месте 24 ноября 1916 г. спектаклем "Зеленое кольцо" родилась 2-я студия Художественного театра.
В этой школе училась А. К. Тарасова. Рассказывали, что пришедший тогда на школьный спектакль Ф. И. Шаляпин непременно захотел сфотографироваться с юной Тарасовой. Неподалеку разместились Студия Т. А. Савинской, где давали уроки гимнастики, пластики и танцев, и Общество помощи сценическим деятелям, возглавляемое А. А. Бахрушиным. Здесь 24 ноября 1916 года спектаклем “Золотое кольцо” родилась Вторая студия Художественного театра и играла до сезона 1923/ 24 года, а в сезоне 1924/25 года эту сцену занял Научный этнографический театр.



Между этими владениями и Мясницкой и была расположена шелковая, ленточная и позументная фабрика Милютина.

Многие старинные здания Милютинской фабрики сохранились до наших дней, но они включены в более поздние надстройки и пристройки.

Участки 14—16. Владение купца и фабриканта Алексея Яковлевича Милютина, построившего здесь в 1714 году “шелковую, ленточную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми”. Милютин решил самостоятельно изучить ткацкое дело и экономическую сторону этого производства. Смастерив станок, он выткал кусок атласа, который показал Петру I. Царь дал ему почетное звание “комнатного истопника”. Милютин получил возможность заходить в палаты к царевнам и царице Прасковье Федоровне и советоваться с ними о достоинствах и недостатках производимого им товара. Петр I лично поручил ему сделать “покров бархатный с позументом хорошим”. Сначала Милютин завел фабрику в деревянном доме, а потом расширил свое владение, скупая соседние участки, возвел каменные строения.



Для технического руководства фабрикант нанял лучших мастеров как по обработке шелка-сырца, так и по художественному ткачеству, первоначально прикрепив к ним свыше 20 учеников. К 1718 году на мануфактуре насчитывалось 34 стана. Производство было налажено, и владелец получил от царя “жалованную грамоту”. Для “тращения” (скручивания) шелковых ниток привлекались на работу и лица женского пола. На десяти станах ткали позументы, а на 24-х — остальные ткани: атлас, байберек, тафту, а также платки — “противу иностранных некоторые не хуже”.

Милютин по своему дворцовому чину “царского истопника” в 1727 году купил в Алексинском уезде село Титово, откуда он мог набирать рабочих. Милютинские изделия продавались в собственных лавках на Макарьевской и других ярмарках, в Польском ряду в Москве, в Гостином дворе и в Милютинском ряду в Петербурге. Милютинская мануфактура в 1770-х годах имела уже 124 стана. Во второй половине XVIII века это владение перешло к внучатому племяннику основателя М. А. Милютину и принадлежало ему до 1828 года.





В пожар 1812 года фабричные здания милютинской фабрики уцелели, но приходили в ветхость и вскоре были проданы. Образовалось два владения. О которых я писала выше.

Но вернемся в начало переулка.

Вот это первый дом с эркерами №3.
раньше здесь было небольшое владение купеческой жены Авдотьи Сониной. Деревянный дом и двухэтажный каменный флигель уцелели при пожаре в 1812 году. После 1815 года владение приобретено семьей книготорговца Осипа Леонтьевича Свешникова. Осип, а потом его сын торговали книгами на Никольской улице в здании Заиконоспасского монастыря. У них здесь с 1819 года некоторое время жил участник войны 1812 года, историограф Константин Федорович Калайдович, зачисленный на службу в Архив Коллегии иностранных дел. Он участвовал в издании “Собрания государственных грамот и договоров”, в 1819 году издал “Законы великого князя Иоанна Васильевича” и “Судебник”...

В 1820-х годах жила актриса Малого театра Елена Матвеевна Кавалерова (урожденная Борисова), впоследствии исполнительница ролей в пьесах А. Н. Островского, который считал ее одной из лучших актрис труппы.

С конца XIX века владение Фалеевых. Дом построен по проекту архитектора Н. Г. Фалеева. В 1913—1916 годах помещались фирмы: “Марк О. и К"” по продаже растительного масла, мыла, химических товаров; “Общество Донецких стекольных и химических заводов”; Московское отделение по снабжению стеклянной посудой; шведская текстильная контора Оскара Гаага по продаже ткацких и аппретурных машин; торговый дом “Щапов С. П. и К°”, снабжавший различными машинами.
В начале 21 века дом надстроен и перестроен внутри полностью.


Следующее владение №5
Во второй половине XVIII века владение принадлежало профессору анатомии и хирургии, доктору медицины Францу францевичу Керестури, венгру по происхождению. С 1762 года он работал в Московском военном госпитале и в медико-хирургической школе, а с 1769 года — в Московском университете, где на занятиях со студентами первым стал применять микроскоп и проводить физиологические эксперименты на подопытных животных. В его доме собирались ученые-медики и естествоиспытатели. С 1808 года здесь стал издаваться “Медико-физический журнал”. Керестури скончался в 1811 году. Его могилу на иноверческом кладбище на Введенских горах (участок 5) посещают венгерские ученые-медики, приезжающие в Москву. После смерти профессора владение перешло к его дочерям.
В 1820-х годах дом приобрел астраханский армянин, дворянин Н. О. Аскарханов. Здесь жил многие годы женатый на дочери владельца Карл Иванович Ренар, естествоиспытатель, доктор медицины, хранитель Зоологического музея университета, президент московского Общества испытателей природы и редактор “Бюллетеня” этого общества. “Бюллетень” на русском и французском языках издается и в настоящее время. В середине 1860-х годов в доме жил Петр Иванович Бартенев, историк, археограф, библиограф, пушкинист.

В 1904 году на участке, купленном за 130 тысяч рублей, построили здание для Центральной телефонной станции шведско-датско-русского общества (автор проекта — шведский архитектор И. Г. Классон, под наблюдением А. Э. Эрихсона).Сначала в 1904 г. была построена квадратная в плане башня в глубине участка. В 1907 году было выстроено второе здание по проекту архитектора О. В. Дессина.
Это было одно из самых высоких зданий старой Москвы. Его назначение выдают выразительные, единственные в своем роде в Москве скульптуры по сторонам входа - мужчина и женщина, разговаривающие по телефону. На то время это была одна из лучших телефонных станций в мире - тогда журнал "Нива" сообщал, что построенная станция "является последним словом техники и строительного искусства. До сих пор стокгольмская станция считалась первой по внутреннему оборудованию, но московская станция превзошла ее во всех отношениях".

В самом начале ноябрьских боев 1917 г. станция была занята отрядом юнкеров, отключивших телефоны большевистских ревкома и полков. Около станции была возведена баррикада из кабельных барабанов, а вход завален мешками с мукой. Большевики прекрасно понимали значение телефонной станции в вооруженной борьбе, и вскоре войска под командованием Г. А. Усиевича начали боевые операции по ее захвату. Ввиду большой важности объекта Военно-революционный комитет решил использовать не артиллерию, а пулеметы и бомбомет, который установили на тогда еще не полностью отстроенном доме № 20. Только после трехдневного обстрела утром 1 ноября 1917 г. офицеры и юнкера войск законного правительства подчинились ультиматуму о сдаче.

Напротив нее располагаются три владения 6, 8, 10. В конце XVIII века владение генерала Ф. И. Глебова, а потом его жены, Елизаветы Петровны (урожденной Стрешневой). В середине 1830-х годов это владение было разделено и перешло в другие руки.

6. (голубое здание на фото дальнее) С 1835 года владение принадлежало купеческой семье Мачихиных. С 1870-х годов — потомственному почетному гражданину Карпу Шапошникову, а потом его сыну, Василию, — директору товарищества “Шапошников В. К., Челноков М. В. и К°”. Оно занималось производством и продажей строительных материалов, владело заводами: цементным в Подольске, известковым на станции Тучкове и кирпичным в Мытищах. В 1913 году по проектам архитекторов Г. А. Гелриха и П. Н. Струкова здания строились и надстраивались. В доме помимо торговых контор находились редакции журналов и газет: “Вестник финансов, промышленности и торговли”, “Торгово-промышленная газета”, “Русский филателист”. В 1914—1917 годах здесь помещались курсы “Знание”, а потом школа-семилетка № 65 “Красный строитель”. В 1920-х годах была “Мастерская РОСТа”, в которой работал В, В. Маяковский.


8. В 1841 году владение приобрела дочь чиновника 3-го класса А. М. Латони, и уже в следующем году оно принадлежало выдающемуся архитектору Афанасию Григорьевичу Григорьеву, мастеру московского ампира, который в 1842— 1843 годах по своему проекту построил каменный дом в пять окон и с верхним антресольным этажом. В январе 1844 года Григорьев переехал в этот дом, обвенчавшись вторым браком с А. А. Шестаковой, вдовой академика архитектуры ф. М. Шестакова. Здесь Григорьев с семьей прожил до конца своих дней — до 1 (13) мая 1868 года — и был похоронен на Калитниковском кладбище. Могила взята под государственную охрану. Потом домом владел его сын Михаил. С 1890-х годов дом принадлежал П. Страховой и жене доктора медицины М. С. Резвяковой.


А вот этот плачевный дом 10. Владение с 1835 года принадлежало купчихе Анне Эларовой, прабабушке Марии Кирилловны Морозовой, матери Мики Морозова, изображенного на картине В. А. Серова.

В 1847 году оно переходит к старинной купеческой семье Колли, предки которой были выходцами из Шотландии. Представители этой семьи помимо коммерции принимали участие в благотворительных мероприятиях. Прославилась семья и своими учеными.

Александр Андреевич Колли (1840—1916), известный химик-органик, определил строение глюкозы и осуществил первый синтез дисахаридов. Роберт Андреевич Колли (1845—1891), известный физик, ученик А. Г. Столетова, был профессором в ряде российских университетов. Ему принадлежит первое экспериментальное доказательство инертности электрических заряженных частиц (ионов). Владимир Александрович Колли (1864—1940) был врачом Морозовской больницы, членом Городского попечительства о бедных, преподавал в Школе сестер милосердия при общине “Утоли мои печали”. Николай Джемсович (Яковлевич) Колли (1894— 1966) — зодчий, академик, педагог, общественный деятель. По его проектам в Москве сооружены станции метро: “Чистые пруды”, “Парк культуры” на Остоженке, “Павелецкая” — кольцевая. Многие представители семьи Колли похоронены на московском Введенском кладбище в фамильной ограде (участок 5). В 1911 году владение приобретает присяжный поверенный В. К. Тубенталь.

Здесь строили по своим проектам архитекторы Г. А. Гельрих, П. К. Микини, И. А. Герман.

Взгляд со двора.

Напротив владений 14-16 расположен большой доходный дом №11

В начале XVIII века территория между Малой Лубянкой и Милютинским переулком, замыкавшаяся Сретенским переулком, называлась “белая земля” и принадлежала капитану Н. И. Ляпунову. Другая часть земли принадлежала стольнику М. П. Аксакову, затем перешла к золотых дел мастеру Ивану Григорьевичу Фрязину, потом к его брату, надзирателю Оружейной палаты Федору, а от него — к его сыну Ивану Федоровичу Фрязину, преподавателю Московского университета. Были здесь владения московского губернатора — графа Федора Андреевича Остермана и княжны Наталии Михайловны Голицыной. В 1746 году одно из владений приобрел хозяин шелковой фабрики А. Я. Милютин, который стал к этому владению присоединять и соседние. В начале XIX века владение Милютиных делится на отдельные участки и распродается. Среди новых владельцев были: Оленины, Рогаль-Ивановские, Шиллинги и др.

В 1898 году вся территория со строениями приобретается российским обществом застрахования кредитов и доходов “Жизнь”, учрежденным в 1835 году.

В 1904—1905 годах возведен по проекту архитектора В. В. Штауба большой доходный жилой дом, выходящий фасадами на Малую Лубянку (№ 16), Сретенский переулок (№ 4) и Милютинский переулок (№ 11). В этом доме в разные годы жили известные актеры, ученые, художники.

Рядом с бывшим зданием Балиевского театра (16) прикрепился особняк №18


Этим зданием открывается обширное владение Владение Римско-католической церкви св. апостолов Петра и Павла.

Они появилось в январе 1839 года. Первоначально эта церковь находилась в Немецкой слободе, где была построена в 1705 году с разрешения Петра I. Пострадавшая от пожара в 1812 году, она была приведена в порядок и существовала там до 1839 года. С разрешения священного Синода в 1838 году в Милютинском переулке была приобретена земля у Н. В. Петрово-Соловово площадью в 1854 кв. сажен за 24 тысячи рублей.

Тогда же архитектор А. О. Жилярди выполнил проект новой церкви. Здание построено в готическом стиле с куполом посредине.

Алтарей в церкви было шесть, один из которых — алтарь св. Эмилии сооружен на средства архитектора М. Д. Быковского в память его супруги Эмилии.

В 1839 году разрешено при церкви устроить школы для детей прихожан. В их организации принимали участие староста церковный Агапит Эларов, Каземир Осташевский, знаменитый “святой доктор” Федор Петрович Гааз и его друг профессор хирургии Александр Иванович Поль. Ф. П. Гааз был основателем библиотеки для христианского чтения. Скончался он 16 августа 1853 года. Здесь при большом стечении народа его отпевали и похоронили на Введенском кладбище (участок 10). При церкви св. аппостолов Петра и Павла было несколько благотворительных учреждений.

В 1904 году построено для школы новое кирпичное здание, а в 1905 году по проекту архитектора И. П. Залесского выстроено здание для библиотеки на средства, выделенные либеральным деятелем генерал-майором А. Л. Шанявским.
В 1915 году при церкви работало Литовское вспомогательное общество, которое возглавлял известный поэт Ю. К. Балтрушайтис.

После 1917 года владение церкви св. апостолов Петра и Павла поступило в аренду польского культурно-просветительского общества “Труд”. Церковь Петра и Павла работала до 1937 года. В 1948 году здание перестроили по проекту архитектора И. М, Ткача для Гипроугольмаша

(Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения).

Еще про это владение с уточнением назначения зданий можно прочесть вот здесь у Московита

Напротив на углу с Сретенским пер. стоит дом № 13.

Угловое здание, построено в начале XX века по проекту В. В. Шервуда. В 1914—1916 годах был книжный магазин “Братья Башмаковы”.
Владение это также выходин на Б. Лубянку.

“Актовые книги” города Москвы сообщают, что здесь находилось владение бригадира Д. С. Порецкого, которое в 1764 году с палатами по Сретенскому переулку переходит к полковнику Василию Ивановичу Толстому. Его женою была Александра Ивановна, урожденная Майкова (приходившаяся сестрой известному писателю Василию Ивановичу Майкову). Их дочь Мария была выдана замуж за Павла Ивановича Фонвизина, писателя, директора Московского университета, брата великого комедиографа Дениса Ивановича Фонвизина. В конце 1770-х гг. владение переходит в руки купцов. Строения в 1812 году от пожара сохранились и в 1817 году числились за купеческой женою Марией Нальчини, а потом за известным скульптором Сантином Петровичем Кампиони, участвовавшим в строительстве и отделке французской католической церкви Святого Людовика в 1827—1830-х гг., а потом в отделке Кремлевского дворца и других зданий в Москве.

В 1850—1870-х гг. владение принадлежит семье известного московского купца Отто Ивановича Левенштейна. Его “Московский магазин”, основанный в 1846 году на Никольской улице и переведенный в 1852 году на Кузнецкий мост, 20, торговал широким ассортиментом модной дамской одежды. Владелец дома коллекционировал картины иностранных художников, переписывался с ними. При его содействии основывались и пополнялись многие частные художественные коллекции в Москве. Оказывал помощь талантливым начинающим молодым художникам. Принимал деятельное участие в поддержании пансиона для глухонемых, основанного Арнольди. После смерти Отто Левенштейна в 1863 году магазином владела его жена Маргарита Агапитовна (урожденная Эларова) до 1878 года, а домом — до середины 1890-х гг. Их дочь Маргарита Оттовна, в замужестве Мамонтова, рано овдовев, отправилась в Париж и научилась там кроить и шить белье и платье. Вернувшись в Москву, стала хозяйкой одной из самых фешенебельных швейных мастерских в городе и попечительницей женской ремесленной школы. А ее дочь Маргарита Кирилловна (в замужестве — Морозова) была матерью “Мики Морозова”, изображенного художником В. А. Серовым. Дом, где жила семья Левенштейна, находится в центре владения и выходит своим фасадом в Сретенский переулок. При следующем владельце — Московском торговом строительном акционерном обществе — в 1900 году строится новый дом по проекту архитектора В. В. Шервуда. Этот дом поставлен на углу Сретенского переулка, а по Милютинскому переулку — под № 13.


Далее очень интересное владение №15

15 (Большая Лубянка, 24). В 1884 году строится дом по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга. В нем размещались: книжный магазин Л. В. Петковича; амбулатория Благотворительного общества римско-католического исповедания; кондитерская О. Фидлер; в 1924 году помещалось Московское художественное общество.

В 1738 г. по “Переписным книгам” владение принадлежало князю М. А. Голицыну, а потом В. Г. Черткову. В конце XVIII века переходит в купеческие руки. В доме в 1825—1826 гг. держала женский пансион Мария Петрозилиус, жена известного московского педагога И. Д. Петрозилиуса, обучавшего в начале века юного А. С. Грибоедова, В доме, принадлежавшем следующей владелице, полковнице М. И. Хвостовой, в 1850-х гг. живет семья известного негоцианта — купеческая вдова Анна Катуар с сыновьями.

В 1880—1900-х гг. владение рижского гражданина, владельца литографии Ф. Ф. Сиверса, от которого оно переходит к его родственнику — известному архитектору Вл. Ивановичу Чагину. Дом несколько раз перестраивался, но сохранил свой “готический вид”. Помещения первого и подвального этажей сохранили коробовые и парусные своды конца XVIII — начала XIX вв. Владение выходит в Милютинский переулок, 15.
В 1907—1910 гг. во владении был электротеатр “Рекорд”.

Помещалось Московское городское общество взаимного страхования от огня, возглавляемое в 1915 году К. И. Гуцковым.


Это угол здания напротив владения №15 - дом 20. Он стоит на углу Милютинского и Боброва переулка. Владение в начале XVIII века принадлежало князю М. П. Черкасскому, затем присоединено к соседнему — стольника Г. П. Петрово-Соловово. Часть владения в начале 1839 года продана для строительства католической церкви. На оставшейся части сменилось восемь владельцев. Перед 1917 годом Акционерное общество феттер и Гинкель планировало строительство шестиэтажного дома по проекту архитектора В. Е. Дубовского, дом достроен только в 1920-х годах по измененному проекту архитектора А. М. Калмыкова. В 1920—1930 годах здесь был клуб “Красный деревообделочник”, жил архитектор К. С. Алабян; мемориальная доска, установленная в 1971 году, напоминает, что “в этом доме с 1934 года по 1946 год жил и работал выдающийся советский художник, академик Евгений Евгеньевич Лансере”.

Все, больше в этом переулке я домов не отсняла. Там осталось еще два дома с левой стороны.
На этом наша прогулка закончилась.

Спасибо, что погуляли со мной.
Tags: Мясницкая часть, Прогулки по Москве, Старая Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments