
подробно историю его я, наверно, писать не буду. Иначе до завтра не напишу)
Возьму текст с сайта "Узнай Москву" Маши Подъяпольской.
Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891-1893 годах по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870‑х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. В начале 1890‑х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Особняк строил архитектор Василий Герасимович Залесский, а интерьеры делал Федор Шехтель.
Почему вдруг Харитоненко не доверил Залесскому интерьеры для меня загадка.
Может быть Залесский имеющий право производства работ просто подписывал чертежи Шехтеля... сие теперь не узнаем.

в тот день, когда мы туда попали там были "Дни английского дизайна в Москве".
Они нам очень мешали смотреть интерьеры.
На фасаде справа и слева в верхней части боковых ризалитов над окнами два бюста


многие гадают чей это портрет.
А я вот думаю самого Харитоненко


первый этаж оформлен весь в готическом стиле.
Особняк еще сохранил классическую планировку. Парадная лестница и холл, находятся посередине. Вправо и влево отходят гостиные и комнаты для прислуги.
Холл от лестницы отделен аркой, концы которой заканчиваются вот такими головками

кто был в особняке Саввы Морозова вспомнят, что там в "гостиной Врубеля" очень похожие..

холл украшают готические диваны завершенные вот такими пинаклями
над ними можно увидеть решетку вентиляции и отопления.

влево идет зеленая гостиная. В стиле ренессанса. Но из-за того, что там тоже много деревянной отделки она очень гармонирует с готическим холлом. Кажется что весь первый этаж в едином стиле сделан.
В каждой комнате Шехтель сделал огромный камин.
Вообще впечатления у меня такие, что он там так развернулся, что декор прямо через край.

буфет по рисунку Шехтеля. Вся мебель и деревянная отделка сделаны на фабрике Шмита.

высоченный камин до потолка

выключатели, как видите родные. Электрическое освещение тут было уже в 1893 году.
Привет Гиляровскому написавшему, что первым особняком с электрическим освещением был особняк Бергов в Денежном переулке 1898 года постройки. Все таки не надо ему верить - он журналист, что заказали то и напишет)

очень мне понравились решетки отопления и вентиляции)

библиотека
у Харитоненко было очень много книг. Самые ценные находились на антресолях.


кессонированный потолок


с другой стороны от холла малиновая гостиная тоже с большим камином


поднимаемся на второй этаж.

на лестнице нас встретит грозный орел

и

дракон


холл второго этажа тоже готический. Вместо зеркала все поднимающиеся упираются в огромный камин


над сдвоенными окнами лестницы на стене под пинаклями живописное панно

стены затянуты гобеленами или шпалерами


на которые искусно наложены стрельчатые наличники дверей

Первая комната в парадной анфиладе второго этажа - рокайльная картинная галерея.
Сейчас это столовая. Но когда мы там были стол был убран.

здесь по стенам висели картины из собрания Харитоненко. В том числе "Незнакомка" Крамского.

рокайльный интерьер получился у Шехтеля очень стильным. Тут все в меру.

плафон и десюдепорты расписывал Франсуа Флеминг (не хухры мухры. Специально приезжал)


теперь в картинной галерее висит один портрет - копия портрета королевы Виктории кисти Винтерхальтера

а когда то висел вот этот портрет хозяйки Веры Андреевны кисти Франсуа Флеминга



пастушки а-ля Буше и Ватто

плафон
комната в общем небольшая, а плафон для нее очень велик. Такое буйство красоты, фигур, неба, колонн на всем потолке

следующий - большой белый парадный, бальный зал.
Он сделан в стиле "буйного" классицизма

лепнина совершенно фантастическая


в простенках между окон зеркала завершающиеся символами благотворительности - пеликанами


смотрите тут какие решеточки - я когда такое вижу, вспоминаю "спальню царя Алексея Михайловича" в Коломенском, с лужковскими диффузорами и розетками(


на полу под люстрой вот такая розетка маркетри многих пород дерева.
И даже бахилы не потребовали надеть. Каблуками такую красоту портим

Королева Елизавета II на коронационном портрете со всеми регалиями


а в окна смотрит Кремль и БКД





ручка

следующая угловая гостиная сделана в стиле итальянской готики из светлого дуба

она хорошо гармонирует с "истальянским Кремлем", башнями и стеной, которые видны из окна.




каждый портал - совершенное произведение мастера. А это его первая большая архитектурная работа в Москве.


камин с дикобразом и алигатором






выставка английского фарфора - как накрыть рождественский стол

В общем - один из лучших интерьеров, что я видела. Шехтель велик, тут ничего не поделаешь)))


как попасть в посольство не спрашивайте.
Сложно. надо дружить с послом))) или дружить с другом ближайшего друга посла...
Ах тут же еще бывал Валентин Серов. Тут висел портрет, которого сейчас нет на выставке
портрет дочери хозяина Елены Павловны Олив