Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Петропавловский собор в Казани

Вы спросите какое мое самое сильное впечатление было во время путешествия по Волге этим летом - скажу вот этот собор в Казани.

DSC03822.JPG

Его видно там ото всюду. Но почему то он не входит в экскурсионную программу "для теплоходных" туристов.
Мы отыскали его, когда нам дали два часа свободного времени.

DSCN2101.JPG
он расположен в плотной застройке, недалеко от пешеходной туристической улицы.

Историю его создания я нашла уже потом, конечно.
Это самая высокая церковь в Казани и на всем Повольжье - 51 метр.
Конечно она создана во времена Петра I - это по петровскому, нарышкинскому барокко видно.
DSCN2104.JPG

27 — 30 мая 1722 г., направляясь в персидский поход, Казань посетил Петр I.
Император остановился у известного казанского купца и благотворителя, владельца суконной мануфактуры, Ивана Афанасьевича Михляева, 2-этажный кирпичный дом которого находился рядом с деревянной Петропавловской церковью, стоявшей на месте современного собора.
30 мая в Казани Петр I отпраздновал свое 50-летие. В память об этом событии и в благодарность за доверие государя, отдавшему ему в собственность убыточные казенные суконные мануфактуры, Иван Афанасьевич решил воздвигнуть новый великолепный собор во имя св. Петра и Павла, небывалой для Казани и всего Поволжья высоты и роскоши.

DSC03836.JPG

4 года местными силами строили церковь, за основу взяли обычный план посадского храма, каких много строили в Казани и по всей России, но не учли, что традиционная схема храма не предполагает огромной высоты, в итоге ночью свод храма обрушился. Узнав об этом, царь прислал строителей из Москвы (предполагают, что вместе с московскими мастерами прибыли и флорентийские зодчие) и уже в 1726 году митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) торжественно освятил новый храм (о чем имелась соответствующая надпись на деревянном кресте, хранившемся в ризнице Петропавловского собора до переворота 1917 года).

DSC03835.JPG

Собор сильно повреждался пожарами в 1742, 1749, 1815, 1842 годах, а в 1774-м был разграблен пугачевцами. Особенно сильно он пострадал после пожара 1815 года, когда выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах, чудом уцелел 25-метровый иконостас главного храма, хотя и с большими утратами.

После пожара 1815 г. собор был восстановлен усердием старосты — казанского купца Савелия Степановича Зайцева.

DSCN2107.JPG

После очередного пожара в 1824 году собору снова потребовалась реставрация, которая была проведена на средства следующего старосты — купца Василия Николаевича Унженина, потомки которого благодетельствовали и благоукрашали храм в течение всего 19 столетия.

В 1824-25 годах иконы на железных листах, украшавшие собор снаружи были возобновлены известным казанским художником «титулярным советником, Василием Степановым, сыном Туриным». Василий Степанович также поновил некоторые иконы в иконостасе и трапезной части храма.

DSCN2128.JPG
эти иконы на железных листах поражают своей красотой и сейчас

DSCN2136.JPG

К 1864 году прихожане собора собрали крупную сумму для реставрации собора. Еще 5000 рублей пожертвовал лично староста Н. Унженин.

Стенные изображения, написанные на железных листах, обрамленные лепниной, также сильно обветшали от времени и пожаров. В 1865-67 гг. на новых 12-фунтовых железных листах была выполнена новая живопись учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николаем Алексеевичем Мегунтовым, на работы потрачено 1225 рублей.
DSCN2133.JPG
Мегунтов поновил и локальную окраску стен храма (общей площадью 1524 квадрат, аршин, в том числе на паперти и лестнице в количестве 600 квадр. арш., а всего 2124 квадр. арш. (236 квадр. сажен)) покрыв их клеевой краской: в алтаре голубой, в центральной части храма светло-желтой, в трапезной — светло-розовой. Мегунтов также отреставрировал лепные украшения интерьера собора, на эти работы ушло еще 775 рублей церковных денег.
DSCN2130.JPG

Реставрация 1889 года:
Протоиерей Гавриил Федорович Мелановский, настоятель Петропавловского собора в то время, во всем себя ограничивал, собирая средства на восстановление фасадов собора. Предчувствуя свою скорую кончину, о. Гавриил пожертвовал на возобновление Петропавловского собора 18000 рублей личных сбережений. Тогда же староста Унженин планировал начать реставрацию, но смета оказалось огромной, и только собрав дополнительные средства в 1888 году, с благословения архиепископа Казанского и Свияжского Павла (Лебедева), строительный комитет приступил к капитальной реставрации фасадов.
DSCN2127.JPG
В 1889-90 гг. гражданский архитектор Михаил Николаевич Литвинов (впоследствии смотритель здания Храма Христа Спасителя в Москве) подготовил проект реставрации по чертежам, сделанным еще в 1815 году казанским губернским архитектором А. К. Шмидтом, автором проекта Спасского храма-памятника на Казанке.
DSCN2117.JPG
Был полностью разобран и сложен вновь из кирпича, а не из камня как прежде, 2-этажный северный придел. Возобновлена паперть (открытая галерея) с запада. Главные работы заключались в подведении под стены собора и колокольни нового фундамента. Были исправлены все трещины в стенах с заменой ветхих кирпичей в них на новые.
DSCN2114.JPG
Была также восстановлена вся лепнина на внешних фасадах и возобновлены все 87 икон на фасаде и 4 на колокольне, которые существовали изначально. Живописец И. Н. Хрусталев «из 3-го класса Академии художеств» написал иконы на барабане главы купола и в верхнем ряду восьмерика. Остальные иконы на фасадах написал ученик 4-го класса Академии художеств С. А. Киселев.
DSC03824.JPG
В 1890 году были вызолочены кресты и, с разрешения Московского археологического общества, окрашена в два цвета, зеленой и кубовой краской, шахматным образом кровля. Стена с 3 сторон открытой галереи украшена изразцами. Локальный фон фасада собора окрашен золотистой охрой, белокаменные резные украшения и лепнина — целой гаммой цветов и оттенков, в характере которой М. Фехнер усматривает влияние «местного пристрастия к яркому сочетанию цветов».
DSCN2123.JPG
Под полом первого этажа устроена печь и проложены трубы, обогревавшие и верхний храм. В окна вставили цветные стекла — желтые в алтаре и синие в храме, в форме креста.
DSCN2111.JPG
На колокольне «мастером казанским купцом Петром Ионовым Климовым» устроены новые часы (от старых на тот момент оставался только циферблат), отреставрированы высеченные из белого опочного камня и алебастра украшения.
DSC03826.JPG
Под колокольней возобновлена часовня над фамильной усыпальницей храмоздателя Ивана Афанасьевича Михляева и в ней устроены, как было и прежде, три двери: с востока, запада и севера, над ними — кокошники из кирпича и белого камня. На колокольню вел отдельный ход через дверь в самой южной стене. Церковный двор вымостили булыжником, на улице устроили кованую ограду с иконами.
DSCN2135.JPG

В 1939 году собор закрыли, в храме разместили Партархив. Усыпальница храмоздателя собора купца Михляева была разграблена.
В 1964 году в нижнем Сретенском храме Петропавловского собора открыли планетарий, для чего варварски срезали связи, укреплявшие свод.
В 1967 году в верхнем храме разместили реставрационные мастерские Госмузея ТАССР. В верхнем храме прямо перед иконостасом реставраторы установили биллиард, а в алтаре устроили «красный уголок» и конференц-зал.

DSCN2137.JPG

В конце 1980-х, совместными усилиями епархии и казанской интеллигенции, удалось добиться возвращения собора Церкви. Особую роль в кампании по возвращении храма сыграл главный редактор на тот момент самой влиятельной городской газеты «Вечерняя Казань» Андрей Петрович Гаврилов. 25 июля 1989 года храм был освящен епископом Казанским и Марийским Анастасием. Церковь получила собор в руинированном состоянии, местами была сорвана кровля, выпадала кирпичная кладка. В первую очередь была отреставрирована резьба нижнего яруса иконостаса, воссозданы царские врата, исправлена кровля и разрушения фасада.

DSCN2125.JPG
Первоначально главный подход к собору был со стороны Спасской башни и гостиного двора, и именно северная сторона была спланирована архитекторами как главный фасад храма: с севера на второй этаж, в главный придел св. Петра и Павла, ведет прямая парадная лестница (разрушена пожаром 1815 года, восстановлена в 1888-90 гг.).
DSCN2140.JPG
Слева от лестницы, придел с храмом во имя Неопалимой Купины (до 1848 во имя Рождества св. Иоанна Предтечи) на первом этаже и «Живоносного Источника» на втором, дополняет и подчеркивает высоту основного объема храма, ступенями изукрашенного лепниной четверика, восьмерика, и двух глав устремленного ввысь.
DSC03835.JPG
Над карнизом восьмерика, вместо типичных для барокко каменных наверший, в Петропавловском соборе — легкие узорчатые кованые решетки.
DSC03829.JPG
С севера и запада собор огибает открытая галерея, которая поворачивая спускается на южную сторону, к нижнему храму во имя Сретения Господня.
DSC03827.JPG
DSC03824.JPG
DSCN2113.JPG
На уровне галереи великолепные многоцветные каменные растительные орнаменты дополнены аршинными расписными изразцами.
DSC03828.JPG
Со временем подход к храму с северной стороны был застроен домами, и теперь главный вход в собор находится с юга.

DSC03830.JPG
Вскоре после строительства собора, к северо-востоку от него возвели 49-метровую (21 сажень и 1 аршин без креста, с крестом 22 сажени и 2 аршина) 6-ярусную колокольню. Во 2-м ярусе, в нишах юго-восточной и северо-западной углов четверика, стояли скульптурные изображения Евангелистов. Многоцветный барочный декор колокольни не уступал собору: под каждым из 8-ми окон «фонаря» колокольни в квадратном углублении расположены синие, с желтыми и белыми цветами изразцы в форме звездочки, над каждым окном колокольни, во всех ее ярусах — белокаменные кокошники.

В 1888—1890 гг. в предпоследнем ярусе установили часы работы Петра Ионовича Климова. До революции на колокольне было 10 колоколов.

DSCN2138.JPG
С западной стороны собора, на территории, принадлежащей швейной фабрике, находится дом купца Михляева 17 века постройки — самый старый памятник гражданской архитектуры в Казани, где в 1722 году останавливался Пётр I. Из дома шел прямой ход в храм, а с севера дом примыкал к небольшой церкви Косьмы и Дамиана. По завещанию Михляева дом отдавался собору, но из-за ошибки в оформлении документов перешел к наследникам Михляева — Дрябловым.
DSCN2134.JPG

DSCN2142.JPG
в общем что могу сказать. Уйти от него было очень трудно. И очень жалко, что это был уже вечер и собор был закрыт. Мы в окна пытались рассмотреть внутреннее убранство. Оно не менее красиво, чем собор.
DSCN2127.JPG

DSC03823.JPG

Будете в Казани - обязательно посмотрите это чудо!!!

Tags: Волга, Казань, Путешествия
Subscribe

  • Похороны принца Филиппа

    Вроде на похоронах не очень прилично разглядывать драгоценности, а если они говорящие... В субботу 17 апреля состоялись похороны герцога…

  • Кончина принца Филиппа

  • Грязный бизнес Маркл

    Текст не мой, я наверно, так хорошо и не смогла бы написать, но он четко отражает мою позицию по вопросу "грязного интервью" Меган и Гарри Опре…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • Похороны принца Филиппа

    Вроде на похоронах не очень прилично разглядывать драгоценности, а если они говорящие... В субботу 17 апреля состоялись похороны герцога…

  • Кончина принца Филиппа

  • Грязный бизнес Маркл

    Текст не мой, я наверно, так хорошо и не смогла бы написать, но он четко отражает мою позицию по вопросу "грязного интервью" Меган и Гарри Опре…