Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Б. Никитская от Моховой до Театра Маяковского

Холодно стало гулять, да и темнеет рано. Но все равно такую экскурсию пропустить невозможно. Мой любимый центра, одна из самых старых усадебных, дворянских улиц.
На начало у меня не традиционное.


Это памятник Ф. Достоевскому у Государственной библиотеке (бывш. Румянцевской, Ленинской). В народе его прозвали - памятник геморрою. Сидит он действительно странно.



Напротив него когда-то находился опричный двор Ивана Грозного, который он построил себе в 1566 г., когда решил уехать из Кремля "жити за Неглинку на Воздвиженскую ул." То здание что мы видим построено в 1877 г. три этажа, а в 1902 г. четвертый арх. В.В. Шауб. В находились мебилированные комнаты "Петергоф"(тут в 1905 г. жил А.М. Горький, в 1913-1919 гг. Л.В. Собинов), после революции 4-й Дом Советов, потом приемная Председателя ВЦИК и сейчас там приемная Президента РФ, но еще со стороны Моховой какой-то деловой центр сделали.

До 17 века Б. Никитская ул. называлась Новгородской(Волоцкой), а вся местность -Занеглименье.

В начале улицы все здания принадлежат университету. Все они выстроены в разное время.





По правой стороне на углу на углу с Большой Никитской улицей - монументальное здание, выстроенное
архитектором К. М. Быковским в 1902 г. Он построен на месте дома Мосолова и Больничного корпуса. По верху здания идет надпись с еще старой орфографией: Зоологическiй музей. О назначении здания
недвусмысленно говорят и изображения животных барельефах на стенах и в капителях колонн - оленей, лебедей овец, сов, на кронштейнах карниза - медведей. Коллекции музея по богатству представленных экспонатов
занимают второе место после Академического музея в Петербурге.







Эта арка на уровне 2и третьего этажа сделана Быковским не случайно. Она для того, чтобы колокольный звон Колокольни Никитского женского монастыря, чтто стоял напротив наискосок ударяясь в нее отражался дальше и разносился над всей местностью. Надо сказать, что с хорошей акустикой здесь строились почти все усадьбы.



Этот  полукруглый дом напротив корпуса Зоологического музея во второй половине 18 века выстроил купец Якоби и сдавал его в аренду под квартиры профессоров университета. Предприимчивый однако купец. В конце 19 века его купил и перестроил арх. Рихтер. Он тоже сдавал его.
За ним ближе к Моховой до самой этой улицы были обширные владения Пашкова, а еще раньше старый дом Апраксина, у которого в 1833 г.  выкупили  для университета и арх. Тюрин перестроил его в Аудиторный
корпус, включив в него и старые постройки. Например там где церковь св. Татьяны, а раньше был Театр МГУ - был манеж Пашкова, поэтому церковь имеет такую непривычную форму, а алтать ее смотрит на юг.
   Флигель выходящий на Б. Никитскую  сдавался при Пашкове театральной труппе из которой вырос Малый театр, тут начинал свою карьеру великий М.С. Щепкин. В 1902 г. этот флигель был расширен и перестроен арх Быковским.
Вот его торец мы видим на фотографии.


Рядом с особнячком Якоби-Рихтера стоит красавец дворец графа В.Г. Орлова, он построен на месте старых палат 17 века бояр Хитрово. Они включены как бы в дом при перестройки под дворец в 1770 г. арх. М. Казаков.



В 1810-1820 г. его отделкой занимались О. Бове и С. Кампиони.
Фасад дома со стороны улицы строго симметричен, его центр подчеркнут портиком четырех пилястр сейчас коринфского ордера, а до пожара 1812 г. - ионического.

Между пилястрами в центра расположены три рельефных панно на античные сюжеты панно возможно С. Кампиони.  На втором этаже дома была огромная бальная зала. Со стороны сада внутри дома зала выходила на открытую галерею, где гости прохаживались охлаждаясб от танцев.


Теперь она закрытая, видны только остатки колонн ее украшавшие.

На третьем этаже в мезонине была домовая церковь Св. Владимира. Отделка ее сохранилась с конца 18 века. На первом этаже был грот внутри облицованный кораллом. Второй этаж сохранял отделку Бове, немного переделанную в конце 19 века.
Росписи дворца почему то были скопированы при отделке дома Кологривова в Калуге, теперь Калужский худ. музей.

Напротив входа в Зоологический музей через Никитский пер. находится особняк купца Арбузова.



Этот дом закрытый строительным панно, на самом деле когда то был самым красивым особняком на этой улице, д.9. - дворец Льва Кирилловича Разумовского. Разумовский выбрал это место для своего дворца так как оно находилось недалеко от дворца его отца на углу Воздвиженки и Романова пер. В 1780 -е г. его выстроил М. Казаков. Но дом не понравился жене Льва Кирилловича т.к. там было шумно, напротив была студенческая столовая, публика была не та. Они продали дом и купили дом на Тверской. Знаменитый теперь особняк Разумовского со львами, потом там был Английский клуб, музей революции... Дом потом перестраивался, надстраивался ... и теперь разрушается пока реставраторы не решат в каком виде его восстанавливать и восстанавливать ли...
А если свернуть в подворотню в Газетном пер. , за теперешней гостиницей Никитской, можно увидеть великолепный классический особняк князя Меньшикова - внука светлейшего -



- Сергея Александровича, построенный им в 1776 - 1777 гг. Если бы
не уродливый ящик дома, выстроенного по линии Большой Никитской улицы
(1925 г., архитектор А. М. Гуржиенко( теперь гостиница Никитская)) и полностью загородившего вид на
дом, то она обогатилась бы великолепным классическим ансамблем. Ведь
при постройках перед дворцом испортили композицию полукруглого
парадного двора, образованного двумя флигелями.
Вид от дворца


Фасад главного дома
также претерпевал изменения, но сохранил свои благородные черты.


В 1757 г. здесь, на участке генерала Ф. В. Наумова (он владел
этим участком еще в 1738 г., до него этот участок принадлежал Ромодановским) стояли каменные палаты с архаичной
уступчатой системой плана, которые частично вошли в цокольный этаж
современного здания. Дочь Наумова, княгиня А. Ф.
Белосельская-Белозерская, продала всю усадьбу в 1774 г. князю С. А.
Меншикову, который и стал строить через два года представительный
дворец. Его строил для него арх. Казаков. Князь столь щедро заплатил мастеру за его работу, что он превратился в весьма состоятельного человека и смог на эти деньги еще и построить свою школу и дома на своем участке на Маросейке.


Его задний фасад сохранил убранство первоначального здания -
руст, наличники, накладные доски. Вероятно, в конце XVIII в. дом был
несколько переделан, а современный его фасад - результат еще одной
переделки, происшедшей в послепожарное время, когда формы его
укрупнились, каннелированные изящные ионические пилястры уступили место
более отчетливым формам коринфских полуколонн, поставленных на аркаду.
Возможно, что эти переделки были произведены новым владельцем,
приобретшим дом в 1809 г. - графом Аркадием Ивановичем Морковым.

Он прославился тем, что будучи нашим послом в наполеоновской
Франции, часто противоречил всесильному императору, не любившему
возражений. На одном из приемов Наполеон, желая унизить посла, проходя
мимо него, уронил платок, остановился и стал ждать, пока тот поднимет и
подаст ему. Морков и не подумал поднимать. Если Наполеон не обращал
внимания на русского посла, то Морков немедленно уезжал с приема. После
одной особенно резкой сцены, когда Наполеон обвинил Моркова в
пособничестве его врагам, посол вообще прекратил все сношения с двором.
Наполеон пожаловался Александру, Морков был отозван и тут же награжден
высшим российским орденом.

Морков часто жил в своих деревнях и сдавал городской дом. Так, в 1814 г. бельэтаж дома снимал у него Московский Английский клуб.


После А. И. Моркова дом перешел к его дочери В. А. Голицыной, а
потом к различным владельцам, один из которых, штабс-капитан Д. С.
Селезнев, загородил дворец торговым строением по улице. Но особенно
много напортили здесь уже коммунисты в советское время. Тогда
предполагалось вообще застроить весь участок многоэтажными домами, но
запротестовал архитектор И. П. Мешков, настаивавший на том, что "здание
имеет художественное значение... и могло бы быть приспособлено для
учреждения культурно-просветительного или общественного характера". Но
несмотря на протесты, трест "Мельстрой" при поддержке властей испортил
весь ансамбль, сломав правый флигель и выстроив жилой дом по линии
улицы. Сейчас во дворце Департамен по жилищной политике г. Москвы.

Сохранился один из флигелей, где одно время жил Чайковский.

Б. Никитская дом. 11 - Усадьба Колычевых - сразу за бывшим дорцом Разумовского

Теперь это Рахманиновский зал Консерватории. Здание выстроено по проекту М.Казакова в 1780 г.

Главные парадные залы имели замечательную акустику. В 19 веке здание занимало Синодальное училище, для которого со стороны двора был пристроен большой зал в стиле эклектики. Последнюю большую реставрацию здание пережило в 1970-нач. 1980 г. Сейчас судя по всему тоже готовится. Хочется надеятся, что  реставрация будет бережной и научной и здание не лишиться своих уникальных медальенов с женскими головами на фасаде между колонн.

За домом колычевых находился особняк Е.Р. Дашковой выстроенный по слухам по проекту Баженова. На это месте в 1894 г. арх. В.П. Загорский выстроил комплекс зданий Московской консерватории. Дворец Дашковой, где она и пожить то совсем почти не успела, почти разобрали. От него остались только полукруглые стены при центральном входе в консерваторию.

А на другой стороне уже почти отреставрирован дворец Я.Брюса. Чье имя носит соседний знаменитый переулок. Дом построен в 1765 г. Стиль - классицизм в чистом его виде.

Яков Брюс - племянник того знаменитого сподвижника Петра I - при Екатерине II был одно время генерал-губернатором Москвы. Был он в затруднительном положении и хотел, чтобы Екатерина купила его в казну как губернаторский дом. И был очень рассержен, когда она купила дом Чернышовых на Тверской. Дом имел очень красивые интерьеры, великолепные коллекции и что самое интересное имел очень интересные акустические залы для игры на разных инструментах: отдельная зала для игры на клавесине, отдельная - скрипки и т.д.

Вот цитирую про дом из Романюка:

По многолетним исследованиям историка В. В. Синдеева, в 1686 г.
на этом участке уже находятся каменные двухэтажные палаты, названные
тогда новыми, принадлежавшие "маме" царевны Софьи княгине А. Н.
Лобановой-Ростовской. Часть этих палат сохранилась в центре
существующей постройки. Следующим владельцем был князь В. В.
Долгорукий, который отдал усадьбу в 1729 г. как приданое племяннице при
выходе ее замуж за Александра Романовича Брюса, племянника известного
сподвижника Петра. С тех пор усадьба на много лет становится связанной
со славной фамилий Брюсов. После А. Р. Брюса дом переходит к его сыну
Якову Александровичу, бывшему недолгое время главой московской
администрации. Я. А. Брюс благоустраивает и существенно увеличивает
усадьбу, прикупая соседние участки, а также строит два корпуса по
переулку. После него усадьба перешла к его дочери Екатерине, вышедшей
замуж за графа В. П. Мусина-Пушкина, а так как она была последней в
семье Брюсов, то ей было дозволено прибавить к своей фамилии фамилию
мужа: она стала Мусиной-Пушкиной-Брюс.


В 1806 г. дом покупает князь Юрий Владимирович Долгорукий, бывший
в 1796 - 1797 гг. московским военным губернатором. При нем этот дом
"был одним из самых больших и красивых домов в Москве. На большом и
широком дворе, как он ни был велик, иногда не умещались кареты,
съезжавшихся со всей Москвы к гостеприимному хозяину". После кончины
князя в 1830 г. владелицей стала его внучка княгиня В. Ф. Салтыкова,
продавшая бывшую вельможную усадьбу московским мещанкам Агафье
Калугиной и Екатерине Ершовой. Потом она принадлежала купцу Г. И.
Вель-тищеву (бывшему лакею князя В. А. Долгорукова, многолетнего главы
московской администрации), перед октябрьским переворотом паркетному
фабриканту В. П. Панюшеву. Сам дом при них становится обычным доходным,
сдаваемым под квартиры и торговые помещения.


Внук Ю. В. Долгорукова вспоминал, с какой грустью он проходил
мимо бывших княжеских палат, и передавал, что они перешли "...к
какому-то богачу-скопцу, о котором рассказывали, будто бы он говорил,
что не считает-де обязанным благодарить Бога за приобретенное
состояние, а самого себя, и что когда удавалось ему выгодное дело, то
он подходил к зеркалу, кланялся самому себе и благодарил себя".


В 1836 г. здесь снимало помещения Художественное общество,
предтеча известного впоследствии Училища живописи, ваяния и зодчества.
Здесь же 28 января московские художники и литераторы торжественно
принимали вернувшегося из Италии Карла Брюллова.


Тут находились реальное училище (в 1883 - 1901 гг.), частные
женские гимназии Ю. Бесс и Е. Юргенсон, меблированные комнаты. В разное
время жили писатель В. А. Гиляровский, генеалог В. И. Чернопятов,
музыкант У. И. Авранек, библиограф А. С. Зернова, археограф А. В.
Викторов.


Позади главного дома на бывшей хозяйственной территории в 1920-е
гг. выстроили несколько жилых корпусов, в которых квартировали
журналисты, работавшие в газетах "Правда" и "Беднота" и, в частности,
М. Е. Кольцов; в одном из домов останавливался у своей знакомой С. А.
Есенин, вернувший из-за границы после разрыва с Айседорой Дункан.

Гостиница Медведь построенная на месте части сада перед дворцом сохранилась до сих пор.

Напротив дворца Брюса через переулок находятся старинные палаты

На другом углу Большой Никитской и переулка - еще одно интересное
сооружение (№ 16/1), только недавно освобожденное от многолетних
наслоений. Это палаты XVII в., поставленные в глубине участка
перпендикулярно линии переулка и перестроенные в следующем столетии.
Самым ранним известным владельцем палат был некий "провинциал-фискал"
Григорий Арасланов, который в 1729 г. продал весь свой двор, где стояло
"...ево все каменное строение с сводами железными и з железными
затворами", за большую тогда сумму 1300 рублей князю Ф. П.
Сонцову-Засекину.


К 1806 г. купец И. П. Шнур поставил под прямым углом к палатам
еще одно строение, но уже по красной линии Большой Никитской. Это было
здание, украшенное широким - во всю его ширину - ионическим портиком на
арках. В 1860-х гг. от прежнего декора дома остались лишь арки на
первом этаже. Уже перед первой мировой войной здесь хотели все сломать
и выстроить большой шестиэтажный жилой дом (проект И. Г. Кондратенко),
но из-за войны так и ничего не было сделано.

Кстати также выгладели палаты бояр Хитрово, которые перестроил в свой дворец Орлов.

Палаты имели нетипичное для гражданской частной постройки украшение вверху окна - шарик в навершии петушинного гребня.

Вид сбоку.

Вид сзадит .

От этих палат можно пройти до дома Сумарокова, где сейчас Юдашкин делает реставрацию.

За ним в Вознесенском переулке находится церковь Малое Вознесение

Церковь получила название "Малой" после постройки у Никитских ворот значительно большего здания Церкви также во имя Вознесения.

Малая Вознесенская церковь первоначально упоминается в 1548 г., и
она, вероятно, была выстроена в слободе выходцев из Новгорода, но с тех
пор, конечно, была перестроена. Основная часть ее - четверик церкви
относится либо к концу XVI в., либо к 1634 г., когда была выдана так
называемая храмозданная грамота. "В пользу более ранней датировки
говорит изящество архитектурного декора, сохранившегося на фасадах
вертикальных филенок, подчеркивающих стройность объема,
тонкопрофилированных наличников окон со стрельчатыми завершениями и т.
п.", - говорится в описании памятников архитектуры Москвы. Восьмерик
был возведен в 1760-х гг. К концу XVII в. относится южный придел
Прокопия и Иоанна Устюжских, как и шатровая колокольня, верх которой
был также переделан позднее.

Напротив до сих пор сохранилось здание приходской школы. С чудесными керамическими разетками

На углу Б. Никитской и М. Кисловском пер. находится перестроенный бывший дворец Князей Сибирских.

Напротив него находится Хлыновский туп.  По его сторонам находятся интересные здания. Справа первый доходный дом в Москве. Для владельцев князей Николая и Александра Голицыных выстроил его в 1840 г. арх. Быковский.

В доходной доме слева 1860 г. постройки  с 1874 г. сохранился до наших дней демократичный трактир "Рюмочная".

Пост получился очень длинным и информативным. Но это улица такая особенная. И ведь это еще не вся улица.

Буду очень рада если вы смогли дочитать его до конца.

Источники:


С.К. Романюк "Из истории Московских переулков"
Нащокина с комп. "Архитектурные прогулки по Москве"

Tags: Б. Никитская, Занеглименье, Прогулки по Москве, Старая Москва, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments