Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Про три московских особняка

Давно я не гуляла вас по Старой Москве.
Совсем не было времени писать хорошие посты. Все урывками и наскоком.
Попробую написать что-то интересное.
Тем более, что про эти особняки очень хотелось написать давно, с тех пор как мы с Зиной вокруг них прошлись.





В конце XIX- начале XX века на смену барской усадьбе, требовавшей большого участка, пришел новый тип дома для очень богатых людей - особняк, разительно отличавшийся от своего предшественника. Его появление было абсолютно органичным. Унаследовав обаяние московских ампирных особнячков, компактные и комфортные особняки эпохи модерна стали яркой страницей в истории архитектуры Москвы рубежа XIX-XX веков.

Отличительной чертой особняков богатой буржуазии было их разнообразие и неповторимость облика. Выбор стиля зависел от заказчика и возможностей работавшего на него архитектора.
Созданные разными мастерами московские особняки были разнообразны по внешнему облику и планировке. Но их объединял общий для того времени подход к созданию архитектурного произведения(сейчас этот термин даже нельзя применить к современной архитектуре),который более зависел от творческого почерка зодчего и его индивидуальности, чем от заказчика.
Архитектор рубежа веков ощущал себя творцом новой жизни, в которой все должно быть прекрасно. Эстетическая программа модерна основывалась на том, что "творец" (архитектор, художник, скульптор) призван создавать высокохудожественное, цельное произведение, воспитывающее нового заказчика-потребителя, наделенного возвышенными чувствами и мыслями.
Таким образом, программа жизни в новом доме задавалась автором архитектурного проекта.
Подобный подход к созданию индивидуальных жилых особнячков ярко продемонстрировала деятельность Московского торгово-строительного акционерного общества, созданного в начале 1900- х годов Яковом Рекком.
Летом 1899 г. в районе Пречистенки общество задумало строительство оригинальных образцовых особнячков, которые предполагалось продавать покупателям "под ключ", с полной отделкой и обстановкой. Для этого оно покупает землю в этом районе, которой в XVIII веке владел князь И.А. Гагарин, однако его усадьба, подобно многим домам той поры, сгорела в пожаре 1812 года.
Особняки построенные на этой земле были своеобразными экспонатами, которые показывали возможности стиля модерн. Причем "образцы" эти были совершенно не схожи друг с другом ни по внешнему облику, ни по оформлению интерьеров.

Два особняка выстроил для ОА английский архитектор В. Валькот в Мертвом (Пречистенском) переулке.
Особняк №10 выполнен в немного чопорном, рациональном стиле Английского модерна.


Крупные окна с тонкими переплётами и практически полное отсутствие внешних украшений - характерные черты этого дома.


Облицовка керамической плиткой, майоликовые вставки (выполненные Абрамцевской мастерской), ступенчатая композиция вокруг центральной башни с плоской крышей и гигантским окном — все эти приемы станут в последующем характерны для московских особняков стиля модерн.


Интересна новая постановка здания в глубине участка за низкой ажурной решеткой.


Дом как бы составлен из нескольких геометрических объемов, собранных вокруг параллелепипеда, напоминающего башню под плоской крышей.


Валькот - англичанин по происхождению, родившийся в Одессе, построил этот особняк вдохновившись стилем Чарльза Макинтоша, известного архитектора из Глазго.
Но здания Макинтоша внешне были очень простыми, практически лишенными декора. В этом особняке от макинтошевских зданий остались только прямоугольные очертания, трапецевидные неглубокие эркеры и форма крыши.


Макинтошевская же простота внешнего оформления не могла быть востребована нашими русскими людьми, для которых свой дом - это средство "себя показать". Поэтому оформление особняка богаче - это и кронштейны, поддерживающие крышу (след франко-бельгийского Ар Нуво), и решетки ограды и балконов,


и зеленовато-коричневые майоликовые вставки, которые гармонируют с мягким желтоватым цветом облицовочного кирпича,


и визитная карточка Валькота и модерна вообще - женская головка в венце причудливых локонов - Лорелея



В 1907 г. в правой части фасада пристроен одноэтажный подъезд (архит. М. Бугровский).


Скульптурные завершения устоев ворот и входа были выполнены в виде женских головок.






Первой хозяйкой дома была племянница Саввы Мамонтова Мария Федоровна Якунчикова(урождённая Мамонтова) (1864—1951).

В.Серов. "Портрет М.Ф. Якунчиковой" 1888 г.

Она вышла замуж за представителя довольно известной купеческой фамилии Якунчиковых Владимира Васильевича (1855—1916). Сына выходца из Касимова, бывшего откупщика, основателя торгово-промышленного дела Василия Ивановича (1827—1909)Якунчикова от первой жены Е.В. Алексеевой.
Муж ее был действительный статский советник, директор правлений Товарищества Воскресенской мануфактуры и Товарищества Петровских торговых линий в Москве. Пайщик МХТ, член Комитета по созданию Музея изящных искусств. Субсидировал поездки русских художников в Италию для снятия копий для Музея изящных искусств. Один из устроителей отдела русского искусства на Всемирной выставке 1900 в Париже. Собрал ценную библиотеку книг по искусству.
Мария Федоровна от мужа не отставала. Она была попечительницей 2-го Сущёвского начального женского училища, Иверской общины сестёр милосердия, членом Дамского благотворительного тюремного комитета.
Она получила известность благодаря организации в период сильного голода 1881 г. бесплатных столовых в Тамбовской губернии. Для материальной поддержки ей пришла мысль раздавать местным жительницам заказы на старинные вышивки, а затем покупать их. Работы тамбовских мастериц получили на Второй Всероссийской кустарной выставке почётный диплом. После организации С.И.Мамонтовым в Абрамцево художественного кружка она оказывала огромную помощь в руководстве его столярной мастерской и кустарным складом в Москве. А после смерти Е.Д. Поленовой руководила кустарно-резчицкой и вышивальной мастерской в Абрамцеве.
Кстати майолика для оформления особняка сделана в мастерских по ее эскизам.
Мария Федорона была восторженной поклонницей А. П. Чехова. О. Л. Книппер сообщала в письме к нему о посещении Якунчиковой в ее московском доме: "...поехала к Якунчиковой... Сидела в ее интересном белом кабинете, болтала, много говорили о тебе. Она восторгается тобой, говорила мне, что я счастливая, потому что ты меня любишь. Мечтала о том, как мы с тобой приедем к ней летом, и она покажет нам своих баб". Чехов собирался побывать у нее в особняке, но так там и не был, а вот в ее имении на реке Наре он провел лето 1903 г.

Особняк №8 тоже выстроен в 1902 г. Торгово-строительным акционерным обществом Я. Рекка по проекту В. Валькота.


Он решен в совершенно другом французском направлении модерна. Если не знать , что их строил один архитектор об этом даже не догадаешься.
Здание симметрично, его повышенная входная часть отмечена лепным рокайльным декором и навесным стеклянным козырьком — мотивом западноевропейского модерна.


Над ходом помещено декоративное панно, над ним - женская головка, заменяющая замковый камень полуциркульной арки, обрамляющей дверной проем, который украшен стеклянным козырьком в черной металлической раме на манер венских образцов.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Фасад облицован сверкающей светло-сиреневой керамической плиткой, на фоне которой хорошо выделяются слабо подкрашенные охрой лепные панно. Все окна особняка имеют полуциркульное завершение, что удачно дополняет строгую прямоугольность его объемов.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
В основу облика этого особняка В. Валькот положил принцип сочетания плоскости стены с крупными проемами окон. Главный фасад полностью скрывает объем дома, который развит в глубину участка.





За фасадом невозможно угадать состав и расположение внутренних помещений, которые имеют более сложную компоновку чем в особняке Якунчиковой. В этом доме объединены принципы компактной и коридорной планировок.
Особняк купил у общества Гутхейль Карл Александрович (1850 — после 1914)владелец нотоиздательской фирмы. Его жена Мария Ивановна — член попечительского совета Московского филармонического общества. Он, кстати, был одним из первых пайщиков "Товарищества для учреждения Общедоступного театра" наряду с Морозовым, Востряковым, Лукутиным и Ко.
Представляете какие люди сюда приходили в приемные дни!!!
Они шли вот по этой лестнице в прихожей

сидели вот в этой гостиной

у такого вот камина

Интерьеры опубликованы в журнале Салон N3 (70)от 2003 г.

Эти особняки построенные Торгово-строительным акционерным обществом разными архитекторами, имели очень удобную планировку и были оснащены по последнему слову технических достижений начала 20 века. Это в высшей степени комфортное жилье было построено как бы обезличено, не учитывался будущий владелец. Они были произведением искусства выражающим эстетические воззрения и идеалы архитектора.

Особняки модерна уступили место неоклассическим особнякам, уподобленным небольшим московским усадебкам 1-й трети XIX в.


В 1905–1906 гг. на углу Пречистенского и Староконюшенного переулков гражданский инженер Н.Г. Лазарев выстроил для директора правления "Товарищества Волжской мануфактуры" Н. И. Миндовского безусловно свой лучший дом.


Н. Г. Лазарев, фигура необыкновенно характерная для Москвы и при этом на московском фоне безусловно выделяющаяся. Он много строил, но выступал скорее как предприниматель, и художественная сторона была для него если не на втором плане, то все же в подчиненном положении.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Особняк — прекрасный образец московской неоклассики. Разнофасадная трехчастная, составленная из крупных объемов композиция собирается в единое целое эффектной угловой ротондой со спаренными колоннами, которые выполнены в греческом дорическом ордере, только более мощные и приземистые. Дом словно имитирует не отдельное здание, а целый кусок московской
застройки эпохи ампира.


Беспокойный силуэт здания, прихотливое распределение масс, несколько преувеличенные, искаженные пропорции классицистических деталей выдают руку архитектора все-таки эпохи модерна.
Особняк очень интересно разглядывать и подмечать детали.


Углы фронтона украшают пальметы, а дождик стекает с крыш через пасти львов вылезающие как-бы из цветочной гирлянды.





мощные тосканские колонны оттеняют изысканность лепных фризов с мифологическими греческим сюжетами, которые были характерны в эпоху ампира.


Портал входной двери фланкируют волюты и орнамент из небольших розеток.


Архитектор использовал всю территорию участка, чтобы создать комфортное и просторное жилье. И даже уместил небольшой садик.





Перед революцией особняк занимала Маргарита Кирилловна Морозова. Она украсила его помещения роскошно: стильной мебелью, люстрами с хрустальными подвесками, украшением зала было панно "Фауст и Маргарита", созданное М. А. Врубелем. (UPD она занимала особняк наискосок. "Арбатский архив" и Евграф КОНЧИН, который это написал ошибались.).

В советское время особняк передали архиву Красной Армии и военно-ученому архиву, а позже он был куплен посольством Австрии.
После "аншлюсса" Австрии в 1938 г. здание посольства стало германским - тут обсуждался знаменитый договор Молотова-Риббентропа в августе 1939 г., и здесь останавливался У. Черчилль в свой приезд в октябре 1944 г.

Вот такая история Московской архитектуры на небольшом кусочке бывшего Мертвого переулка.

Источники:
"Московское жилье" И.С. Чередина. 2004. Архитектура-С
тут
тут
о Якунчиковых
Tags: Арбатские переулки, Золотая миля, Мамонтовы, Модерн, Старая Москва
Subscribe

  • Аж в зобу дыханье сперло...

    Вчера расслабленно готовясь ко сну решила посмотреть инстаграмм и тут же проснулась и понеслась к компу скачивать фотографии Вчера в Альберт Холле…

  • Свадьба Флоры Огилви

    В пятницу 10 сентября в церкви Святого Якова в Лондоне было венчание внучки принцессы Александры Огилви Кентской Флоры Огилви с бывшим Шведским…

  • Свадьба в княжеском доме Лихтенштейна

    Племянница правящего князя Ханса-Адама принцесса Мария Аннунциата Лихтенштейнская вчера 4 сентября венчалась в Вене с предпринимателем Эммануэлем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Аж в зобу дыханье сперло...

    Вчера расслабленно готовясь ко сну решила посмотреть инстаграмм и тут же проснулась и понеслась к компу скачивать фотографии Вчера в Альберт Холле…

  • Свадьба Флоры Огилви

    В пятницу 10 сентября в церкви Святого Якова в Лондоне было венчание внучки принцессы Александры Огилви Кентской Флоры Огилви с бывшим Шведским…

  • Свадьба в княжеском доме Лихтенштейна

    Племянница правящего князя Ханса-Адама принцесса Мария Аннунциата Лихтенштейнская вчера 4 сентября венчалась в Вене с предпринимателем Эммануэлем…