Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Особняк гончаров Гребенщиковых на Таганской ул.

В самом начале Таганской улицы меня всегда привлекал интересный "ампирный особнячок", который стоит под углом к красной линии и очень сильно врос в землю. Таганская ул. д.5С2, на углу с Товарищеским переулком.

Он явно хранил какие-то свои истории. Никто мне не мог сказать кто его построил и кто были его жители.
Мы и прозвали его хорошим "ампирным особнячком".

В этом владении находилась первая в России керамическая фабрика, основанная в 1724 г. Афанасием К. Гребенщиковым, сын которого Иван, талантливый самородок, разработал технику производства тонкой майолики и фарфора. Завод Гребенщикова был одним из лучших в Европе в конце XVIII столетия. Это вкратце.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
это главный дом усадьбы. Он построен по последним исследованиям в 1695-1703 годах примерно.
За ним находились фабричные постройки, многие из которых снесены теперь естественно. Хорошо хоть дом уцелел:)

Посмотреть на Яндекс.Фотках
А теперь немного про фарфор:
Фарфор был изобретен в Китае в 6-8 веках. Помимо таланта и упорного труда китайских гончаров этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской белой глины).
В России китайский фарфор был известен давно, но тоже считался редкостью.
Около 1747 Д.И. Виноградов разработал способ производства фарфора из отечественных материалов (на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге). В 1740-е годы предпринимаются попытки проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора - порцелина. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входил Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин и и Д. Виноградов, талантливый химик, соученик М.В. Ломоносова.

Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и для первоначальных опытов взяли 2 тысячи пудов глины-песчанки и 500 пудов глины жировки. Всю глину доставили в Петербург на подводах. Ямы же, из которых добывали глину, огородили и впредь запретили посторонним лицам пользоваться ими. Тем самым сырье было закреплено за фарфоровым производством.Тогда же из гжельской песчанки-черноземки Д.И. Виноградов получил первый образец фарфоровой массы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Здесь же в Москве на Таганке появился первый русский керамический завод еще раньше. Основанный в 1724 году московским купцом Афанасием Гребенщиковым, он может по праву называться родоначальником русской керамической промышленности. Прославленные русские фарфоровые заводы Гарднеровский и Императорский не имели такого значения, какой имел завод Гребенщикова.
Афанасий Гребенщиков был богатым купцом – «гостиной сотни торговым человеком», как тогда говорили. А сын его Иван стал выдающимся специалистом по гончарному делу. Он не только усвоил весь вековой опыт мастеров московской Гончарной слободы, но постоянно искал в этом производстве новые пути и самостоятельно изобрел способы изготовления многих керамических изделий. Так он добился на своем заводе изготовления прекрасной по тем временам фаянсовой посуды, и завод получал, как мы видим, заказы от вельмож да и от самого царского двора.

Завод Гарднера был основан в 1766 году, в то время, когда в России уже существовала керамическая промышленность в виде майоликового производства и когда Русские уже умели делать фарфор. Императорский завод всегда был только дворцовым предприятием и никогда не был школой, из которой выходили мастера.

В отличие от Гарднеровского и Императорского заводов, завод Гребенщикова был тесно связан с народным гончарным ремеслом, а именно с крупнейшим районом русского гончарства – с подмосковной Гжелью. Завод Гребенщикова усовершенствовал и поднял на новую ступень технику ее мастерства.

Технологию тонкой майолики Гребенщиковского завода создал один из самых замечательных русских изобретателей молодой сын владельца завода Иван Афанасьевич Гребенщиков. Этот талантливый самородок самостоятельно, первый в России открыл и разработал технику производства двух видов керамики: тонкой майолики и фарфора из которой одного было бы достаточно для призна ния Ивана Гребенщикова выдающимся керамистом. По качеству своих изделий завод Гребенщикова был один из лучших в Европе в середине XVIII века, о чем убедительно свидетельствует его изделия, хранящиеся в Государственном Историческом музее в Москве, Государственном Эрмитаже и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Гребенщиков копировал бело-синюю гамму росписи изделий делфтских мастеров, а затем эта роспись послужила тематикой для керамических изделий Гжели.

При этом надо рассказать одну историю. Гребенщиковым было одним не под силу создать свое фарфоровое производство без субсидий.
Они отправили фарфоровую чашку в Санкт-Петербург. Почему-то она туда ехала 1.5 года.
Эксперт барон Черкассов дал заключение, что Виноградовский фарфор лучше и Гребенщиковы субсидий не получили.

Они продали секрет изготовления тонкого фарфора Гарднерам и те в 1766 году в Вербилках основали свой завод, по гребенщиковской технологии изготовления фарфора.

А сами продолжали выпускать свой фаянс, который тоже славился в то время в России.

Через много лет, уже в советское время историки раскопали почему Черкассов дал такой ответ. Он был управляющим Ломоносовского производства, зачем же ему конкурентов то плодить:)

Все как теперь:):)

А вы говорите простой "ампирный особнячок":):)
Источники:
тыц
тыц
тыц
Tags: Прогулки по Москве, Рогожская слобода, Таганка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments