Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Угол Старопименского и Воротниковского

В догонку предыдущего поста.

Что было на месте жилого дома 1936 г. для старых большевиков и партактива? На том же месте с 1493 (а может и ранее, но известна именно с этого года) до 1932 г. стояла Церковь Преподобного Пимена - покровителя воротников.




Фотография моя примерно с того же места. Очень жалко, что такой красивый храм не сохранился.
Он имел очень нетипичный для Москвы купол.

История  Московских воротников и церкви Пимена в Старых Воротниках
Название этой слободы и урочища - Воротники (с ударением на втором слоге) - произошло от их жителей, охранявших многочисленные московские ворота. В Москве было два урочища, носивших название Воротников: Старые и Новые. Старые находились у Тверской улицы, у стены Белого города, недалеко от Тверской заставы Земляного города, где вокруг своей приходской церкви святого Пимена первоначально и поселились воротники. С ростом города участки, близкие к его центру, постепенно захватывались разного рода обывателями, а слобожане вытеснялись на окраины. Вероятно, поэтому в 1658 г. слободу воротников переселили за пределы Белого города. Они образовали Новую Воротническую слободу и выстроили свою приходскую церковь, придел которой был посвящен также святому Пимену.
В Москве было четыре оборонительные стены - Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город, в которых было немало ворот, и неудивительно, что воротниками, исполнявшими "государеву службу", была населена целая слобода.
        Слобода воротников была довольно замкнутым сообществом, ибо каждый из слобожан отвечал за поведение других. Тот, кто вступал в воротники, приводился "к вере", и с него бралась поручная запись: "Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указан будет, с своею братьею в равенстве". Особо подчеркивалось, что, "стоя на карауле его великого государя, никакой казны не покрасть и хитрости не учинить и не пить и не бражничать и за воровством не ходить и с воровскими людьми не знаться и великому государю не изменить".
В начале XVIII в. воротники числились в артиллерийском ведомстве - их тогда насчитывалось 84 человека. С переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений они работу свою потеряли и постепенно превратились в обыкновенных городских обывателей.

Так почему же именно этот святой был патроном воротников? Существует предположение, что он стал им, так сказать, в назидание: поддавшись на обман, воротники открыли ворота врагам Москвы, и в день поминовения этого святого город подвергся страшному поруганию.
..Знаменитая победа в 1380 г. великого князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле была только первой трещиной в крепкой цепи, сковавшей Русь, которая еще долгих сто лет была данницей Орды. Куликовская победа далась очень тяжело. Оскудела Русь воинами: лучшие полегли в ожесточенной битве, и хану Тохтамышу, разгромившему Мамая, нетрудно было дойти до Москвы. Он решил наказать великого князя, грозные полчища его вторглись в русские пределы. Князь Дмитрий Донской ушел из города, за ним было потянулись бояре и сама великая княгиня, а следом митрополит, но москвичи, возмутившись таким предательством, княгиню выпустили, а остальных заставили остаться в городе. Они спалили посады и затворились в Кремле, ожидая прихода ордынцев. Осадив город, Тохтамыш несколько дней пытался штурмом овладеть им, но москвичи, храбро сражаясь, отражали все его попытки. Тогда Тохтамыш пустился на хитрость - он подговорил нижегородских князей, бывших его союзников, обещать москвичам, что ордынцы не тронут город. Воротники, почему-то поверив им, отворили городские ворота. Врагам только этого и надо было, в день празднования святого Пимена 26 августа 1382 г. их полчища ворвались в Москву. "Неприятель в остервенении своем убивал всех без разбора, - пишет Н. М. Карамзин, - граждан и Монахов, жен и священников, юных девиц и дряхлых стариков; опускал меч единственно для отдохновения и снова начинал кровопролитие". Москва после ухода Тохтамыша представляла печальное зрелище: "Остались только дым, пепел, земля окровавленная, трупы и пустые, обгорелые церкви". 
     С тех пор святой Пимен и стал покровителем воротников, как бы напоминая об их обязанностях.
Tags: Старая Москва, Старый Пимен
Subscribe

  • Великая книягиня Елена Павловна

    Этот пост уже был у меня больше года назад. Но среди френдов поднялся вопрос про нее и я его дополнила и раскрасила. МашаЗагребчанка - специально для…

  • Еще один интересный интернет ресурс

    Дорогие участники ЖЖ даю еще одну ссылку на еще один очень интересный интернет ресурс. Там много очень интересных портретов Романовых и Русских…

  • Великая княгиня Елена Павловна

    Елена Павловна (Фредерика-Шарлотта-Мария) - русская великая княгиня (1806 - 1873), дочь вюртембергского принца Павла-Карла. Любитель рассеянной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment