Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Во Фленово у М.К. Тенишевой

Я столько читала о Тенишевой, что из Смоленска никак не могла уехать не побывав в ее имении Талашкино. Но мы его проехали и очутились во Фленове.


Вот она Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму — Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке — Николаева; 1858—1928) — русская дворянка (княгиня), общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер. Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников под Брянском, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.
Это ее портрет кисти Ильи Репина (1896).

Так что в гости к Марии Клавдиевне - дорогие.

Думаю кто такая Тенишева и почему я очень хотела посмотреть на ее имение вы догадываетесь.
Но если нет, то про нее прочитайте здесь и здесь.
Про нее надо делать отдельный пост.
Но мы сразу к имению

О том как оно у нее оказалось.
Ее первое замужество было скоропалительным и неудачным. В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Так Тенишева впервые попадает в Талашкино, тогда имение Святополк-Четвертинской в 18 км от Смоленска, еще не предполагая, какую роль сыграет это место в ее жизни. Очарованность русской природой, бескрайними просторами полей, пение по вечерам, разговоры о задушевном, грезы и мечты. Талашкино полюбилось всем сердцем, вернуло к жизни, принесло силы и обновление.

В 1887 г. Тенишева и Четвертинская решают открыть в Талашкино школу для крестьянских детишек. «Ходили по избам, уговаривали мужиков отдать детей в учение, объясняя, что учить их будут не только грамоте, но и сельскому хозяйству». Первая талашкинская школа просуществовала недолго. Подобное предприятие требовало много вложений, а главное, много душевных сил. Но Мария Клавдиевна начинает серьезно интересоваться вопросами педагогики. Наблюдая за тем, как в России поставлено образование, она с сожалением констатирует формальные и во многом губительные для ребенка устои современной школы. Про институт для девочек, куда пришлось отдать свою дочь, Тенишева напишет: «Образование они выносят оттуда весьма сомнительное, их тянут из класса в класс, доводят до выпуска, но познания их равны нулю, и это за малым исключением. В этом огромном стаде живых существ все нивелируется, и хорошее и дурное. Индивидуальность забита формой, походкой, манерой до такой степени, что у них даже одинаковые почерки, а что живет под этой корой — все равно».

Еще хуже обстояло дело в сельской школе. Здесь обычно помещики злоупотребляли трудом учеников и требовали непосильной работы от малых детей. К тому же сельских школ было мало, и крестьянский ребенок, как правило, был обречен на невежество и безграмотность.

В 1892 г. Мария вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым — крупным российским промышленником (родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна не была вписана).

Тенишевы приобрели Талашкино у Святополк-Четвертинской в 1893 г. (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки).
Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно — развития сельского хозяйства.

В 1894 г. Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Фленово и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.

Для начала она приглашает из Петербурга знаменитого профессора ботаники Р.Э. Регеля: помимо практической работы он должен был готовить преподавателей. По указаниям Регеля разбили фруктовый сад, заготовили семена и рассаду; профессор читал лекции, соединяя теоретические знания с практикой. Открылись бесплатные курсы для всех желающих получить научную и техническую подготовку в разных отраслях сельского хозяйства. Тенишева обеспечивает все необходимое для занятий, приобретает орудия и инструменты, оплачивает поездки и работу профессора.

В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери.



Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.


Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина в 1901 г.отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.





"Теремок" выполнен в псевдо-русском стиле с элементами "Модерна". Он очень красивый. Мы его разглядим со всех сторон.







Дух нового, дух творческого поиска в Талашкино вдохновил многих известных художников. Здесь в поисках нового языка в русском изобразительном искусстве работали Н.К. Рерих, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Д.С. Стеллецкий, А.П. Зиновьев, В.Д. Бекетов,Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой, композиторы А. А. Андреев и И. Ф. Стравинский и многие другие. Ученики выполняли изделия по эскизам художников, многие вещи были разработаны самой Марией Клавдиевной.

Изделия мастерских быстро снискали себе популярность, в Москве открылся и стал широко известен магазин «Родник». А когда Тенишева устроит выставку русского прикладного искусства за границей, о талашкинских изделиях заговорит вся Европа. Сама она скажет: «Мои талашкинские мастерские есть проба искусства русского. Если бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым...»

С 1893 по 1914 г. Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым.

"Венцом делу Любви" называла М. Тенишева построенную на высоком холме во Фленово церковь во имя Святого Духа.

Проект церкви выполнили в соавторстве С. Малютин, М. Тенишева и И. Барщевский. Роспись интерьеров и мозаику "Спас Нерукотворный" над входом выполнил Н. Рерих.

Н.К. Рерих первый раз приехал в Талашкино В 1903 году. Все, что удалось здесь создать княгине Тенишевой, произвело на него сильное впечатление. Многое, о чем думал Николай Константинович, он увидел здесь уже воплощенным в жизнь. Дружба с Рерихом стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения — это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного». Рерих стал часто бывать в Талашкино, активно включился в работу мастерских. С ним разделила М.К. Тенишева свою сокровенную мечту о Храме, который стал последним ее деянием в Талашкино. В памятной статье, посвященной княгине Тенишевой, Н.К. Рерих напишет: «Природа Марии Клавдиевны устремляла ее действие в новые сферы. В последнее время ее жизни в Талашкине внутренняя жизнь увлекала ее к созданию храма. Мы решили назвать этот храм — Храмом Духа».

В 1903 году умер муж В.Н. Тенишев. И этот храм был его усыпальницей.
Но нигде почему-то это не написано. А нам рассказала об этом местная жительница или экскурсовод я не поняла. Музей то был закрыт. А она там гуляла и встретила нас.

Из-за того, что образ Спаса был не каноничен, владыко не разрешил ее освящать. Так она и стояла не освященная. В ней никогда не было служб.

Окна кое-где выбиты, подвальных нет вообще. И конечно, я не удержалась и пофотографировала подвалы. Искала склеп Тенишева.







Вот кажется. А потом нам рассказали, что во время революции крестьяне выкинули тело из склепа и там его нет. Грустно так нам стало.




А теперь от Храма посмотрим все вокруг.



за теремком мы увидим пруд и горизонт. Красота!!!


И чудный закат.




еще немного погуляем.






Во Фленово недавно памятник владелице поставили


не всем он нравится. Без ног она и еще, что-то...

Только думаю, они церетеливские памятники не видели.
Мне она вполне ничего. Идет энергично по своим делам.


Стало темнеть и мы уехали из этого чудного места...
Дальше наш путь лежит в Пушкинские горы. Из Смоленской в Псковскую область.
Tags: Путешествия, Смоленск, Фленово
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments