?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы уже с вами гулялипо смоленскому Кремлю,взбирались на Соборную гору, а сегодня мы посмотрим смоленские древние церкви.

В начале XII века в Смоленске уже развернулось обширное храмовое строительство. К середине столетия здесь сформировалась своя смоленская школа зодчества. В городе работали, по-видимому, две артели мастеров – княжеская и епископская, – каждая со своим почерком в строительной технике. Их больше привлекали церковные сооружения, лишенные канонического стандарта, с напряженной динамикой и ярусностью. К возведению таких сооружений, отличавшихся монументальностью и сдержанной простотой, они подходили с большой технической выдумкой и художественной смелостью. В связи с этим при единстве общей схемы построения смоленские храмы XII – XIII веков отличались друг от друга разнообразием композиции. Смоленские мастера, в отличие от киевских, строили из кирпичей. Смоленщина не богата камнем, зато здесь в изобилии глина, песок, гравий. Это и определило не только технику и архитектурные формы, но и декор местных построек.

По летописным материалам известно, что в конце XII – начале XIII вв. в Смоленске насчитывалось более 30 каменных храмов. Больше, чем в Киеве и Новгороде! До наших дней дошли только три храма XII века, все остальное было разрушено в ходе многочисленных войн.

Сначала мы поедем к Церкви Иоанна Богослова.

Расположена на невысоком холме над Днепром. На Б. Краснофлотской ул.

Церковь была построена во время правления князя Романа Ростиславича, т.е. между 1160 и 1180 гг. Считается, что она входила в состав дворцового комплекса загородного двора князя.

Князь Роман Ростиславович занимал смоленский престол с 1160 по 1180 год (с перерывом на период 1174 - 1177 гг.). На берегу Днепра по княжеской воле и была воздвигнута церковь, освященная во имя Иоанна Богослова. В «Ипатьевской летописи» под 6688 (1180) годом в похвале князю, написанной в связи с его смертью, говорится, что храм был возведен его заботами, «ради души своей оставление грехов прося». Учитывая, что до смерти князя Романа было полностью закончено строительство церкви, и она уже была украшена утварью, закладку храма следует отнести к 1176 году.

фото не мое. Чье не знаю. Нашла в сети.
Это одноглавый, крестовокупольный, трехапсидный храм.
В начале XVIII в. своды, глава и части стен переложены, пол сделан на два метра выше первоначального, который был выложен из поливных плиток в форме сердца (мотив уникальный). К зданию с трех сторон примыкала построенная одновременно с ним галерея, служившая усыпальницей. В земле сохраняются ее стены высотой 1,7 м , на них уцелели фрагменты росписи.

http://smolensk-7chudes.narod.ru/
Церковь была расписана фресками.

При реставрации в 1970-е г.г. под руководством П.Д. Барановского сбита поздняя штукатурка, восстановлены нижние части полуколонн, разобрана закладка окон, на откосах которых сохранились фрагменты древней живописи.

Подробно про храм можно прочитать здесь и здесь

Дальше мы поехали к Храмовому комплексу - церковь Петра и Павла и церковь Варвары на другом берегу Днепра у вокзала.



Церковь Петра и Павла – самый древний из сохранившихся в Смоленске, но, несмотря на это, сохранился лучше двух других. Храм был построен на средства князя Ростислава Мстиславича (правил в Смоленске в 1125-60 гг.) при княжеской резиденции.

После 1168 г . храм из княжеского стал приходским. В 1611 г ., в связи с польской оккупацией края, храм превратили в костел и украсили произведениями Рубенса, Тинторетто, Гвидо Рени в копиях и оригиналах. С 1654 г . церковь снова действует как православный храм.

Стены церкви сложены из большемерного кирпича.

Церковь Петра и Павла – это крестово-купольная постройка с тремя полукруглыми апсидами, увенчанная шлемовидной главой с массивным 12-гранным барабаном на квадратном постаменте. Это прекрасный образец крестовокупольной одноглавой четырехстолпной постройки, и в этом она продолжает классические традиции Киевской Руси и Византии. По своим внешним формам и пропорциям храм статичен, строг и монументален. Но благодаря «гибкому», поддающемуся обработке кирпичу пластика княжеской церкви сложна и утонченна.

Сдержанный, почти суровый внешний облик храма оживляется элементами изящного убранства: это поясок арочек, проходящий по верху стен, узор из треугольных впадин, выпуклые кресты. Наиболее наряден барабан, особенно красив на барабане пояс остроконечных шишек.

На фасадах хорошо видны отверстия от строительных лесов и участки первоначальной древней кладки. На северном и южном фасадах закомары отвечают торцам сводов, боковые закомары западного и восточного фасадов ложные. Фасады членятся лопатками, у двух средних – широкие угловые лопатки полуколонн не имеют. Апсиды оживлены широкими вертикальными тягами со слепой, также плоской, аркадой в верхней части. Широкие полуциркульные амбразуры окон обрамлены одноступенчатой нишей. Темные пятна этих проемов подчеркивают мощь здания. В центральной закомаре три окна, в боковых – по одному окну или нише. Ниже главный средний ярус окон: три в среднем членении и по одному в боковых. Очень важен большой разрыв между ярусом окон и нишей портала.

Боковые окна как бы подчеркивают незначительность величины портала, усиливая впечатление грандиозности храма.


Внутреннее пространство храма перекрыто цилиндрическими сводами, на пересечении центральных рукавов свода установлен барабан, который опирается на четыре массивных столба, соединенных арками. В западной части здания были устроены хоры – своеобразный балкон для князя и его свиты. Таким образом, князь во время богослужения стоял, буквально, над головами своих подданных.
На хоры ведет внутристенная лестница и дверной проем в верхней части западного фасада, соединявший церковь через переходную галерею с княжеским теремом. С трех сторон к церкви примыкала галерея-усыпальница, пристроенная в 60-х г.г. XII в., в земле уцелели фрагменты высотой 15 – 20 см .Пол в церкви был из того же кирпича византийского образца – плинфы, что и сама церковь, в галерее – из поливной плитки. В 20-х г.г. XVII в. с западной стороны церкви пристроены палаты митрополита, в 1757 г. над ними – церковь Варвары.

Церковь Варвары первоначально подходила вплотную к Петропавловской церкви и была значительно выше.

Сейчас она имеет вид двухэтажного прямоугольного здания. К западному торцу примыкает шатровая колокольня с двумя крыльцами. К югу от Варваринской церкви находятся трехпролетные ворота церковной ограды 2-й половины XVIII в.


За храмовым комплексом мы разглядели очень красивый смоленский вокзал


И мы поехали к самой потрясающей церкви - Свирской.

Это церковь Михаила Архангела.
Ее по праву называют жемчужиной древнерусского зодчества. Она расположена на высоком холме над Днепром, в западной части города.

Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен в последней четверти XII века на высоком холме над Днепром Давидом Ростиславовичем, князем Смоленским, во время его правления в 1180-1197 годы и входил в комплекс загородного княжеского двора. Расположение придворной соборной церкви на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель сделало собор известным под именем Свирской церкви. По другой гипотезе один из приделов церкви в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому.

Строя придворный великокняжеский храм, князь Давид имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств, а заодно и возвеличить власть князя в ущерб укладам Смоленского посада. В XII веке церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным и изысканным храмом на севере Руси. О церкви Михаила Архангела в Ипатьевской летописи 1197 года говорится, что такой церкви «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены».
Церковь была освящена во имя архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Русские князья чтили его как покровителя своих дружин. Давид Ростиславич не только “любил книги читать и память острую имел,” но и был опытным воином, много времени проводившем в седле. Имя Давида и его брата Рюрика упоминается в самом поэтичном произведении древнерусской литературы – “Слове о полку Игореве”:

Свирская церковь находилась в самом центре княжеского подворья. Хоромы Ростиславичей располагалась в 150–200 метрах от храма. К западному углу церкви вели деревянные переходы, по которым князь и его приближенные имели возможность их княжеских палат выходить непосредственно на церковные хоры, с высоты которых открывалось все внутреннее убранство церкви.

Церковь Архангела Михаила примечательна еще и тем, что является ярким образцом храмового строительства местной, смоленской школы зодчества. Храм, словно прекрасная птица на взлете, которая вот-вот оторвется от земли, неудержимо устремлен ввысь. Его отличает вертикальный динамизм разновысоких объемов: основного, примыкающих к нему трех притворов и трех апсид.

Церковь четырехстолпная, крестовокупольная, одноглавая, трехапсидная, с тремя притворами.
Принадлежит к типу башнеобразных храмов, известных в Приднепровье в конце XII – начале XIII в.в. Это единственный сохранившийся из десяти смоленских храмов такого типа.

Здание Свирской церкви представляет собою высокую четырехгранную башню, обстроенную с трех сторон высокими пристройками (притворами). Восточная стена храма имеет только одну абсиду и сложные угловые пилястры. Ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Материалом при строительстве так же, как и в более ранних смоленских храмах, послужил плиточный кирпич – плинфа.

Всё здание устремлялось в высоту, благодаря тому, что барабан купола был приподнят на специальном пьедестале. Его композиция на редкость проникнута цельностью основной идеи - создания центрального сооружения-башни, составленного из ступенчатых нарастающих объёмов: апсид, притворов. Последовательность градации разных по высоте частей здания заставляла острее почувствовать его масштаб, позволяя его соотнести с размерами человека. Повторение плавных арочных и трёхлопастных линий усиливало впечатление стремительного движения вверх.

Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами.

Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посредине. С западной стороны вертикальная динамика усилена дополнительными обломами в угловых лопатках. Этот фасад воспринимается как главный.

В начале XVIII в. подверглась значительной перестройке. В 1775 – 1885 г .г. храм обнесли невысокой сплошной кирпичной оградой с надвратной колокольней (1780) в северо-восточном углу. В начале 60-х г.г. по проекту П.Д. Барановского удалены наслоения XVIII – XIX в.в. В 1978 – 1989 г .г. проведена реставрация фасадов и интерьера.


В 1991 г . здание передано церковной общине, сейчас это действующая церковь.
Надо сказать, что все сейчас действующие.
Внутри они пустые, все приходится обустраивать по новому.
Только еще в Иоанна Богослова ужасно влажно. Откуда-то поднимается вода по стенам, они все мокрые. Я там дышать совсем не могла:)

Вот такая у нас с вами экскурсия по древнему Смоленску:)

Подробно про храмы можно прочитать здесь и здесь

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
duchesselisa
24 янв, 2010 15:38 (UTC)
Ну все, надо срочно в Смоленск!
galimatja_44
24 янв, 2010 15:55 (UTC)
Вас должны сделать почетной гражданкой города))Можно книгу издавать с таким материалом)))
il_ducess
24 янв, 2010 16:00 (UTC)
Да полноте. Я все взяла из сети:)ну кроме моих фоток:)
Просто была очень хорошая экскурсовод. У меня все в голове отложилось:):) Ну и город конечно замечательный:):)
diana_spb
24 янв, 2010 15:58 (UTC)
Спасибо!
melanyja
24 янв, 2010 16:40 (UTC)
Величественные храмы!
il_ducess
24 янв, 2010 16:46 (UTC)
Да, особенно Петра и Павла и Свирская:)
m_i_s_t_e_r_x_1
24 янв, 2010 16:45 (UTC)
Особенно хорошо получилось :)
il_ducess
24 янв, 2010 16:47 (UTC)
Re: Особенно хорошо получилось :)
Т.е. мои никак не катят?:)
m_i_s_t_e_r_x_1
24 янв, 2010 16:53 (UTC)
Re: Особенно хорошо получилось :)
a_dedushkin
24 янв, 2010 17:48 (UTC)
Замечательно! Спасибо, Ира!
il_ducess
24 янв, 2010 18:05 (UTC)
А ты мне за три поста про Смоленск спасибо говоришь или только за этот?:):)
a_dedushkin
24 янв, 2010 18:06 (UTC)
За два:) Первый ещё не смотрел.
ne_nai
24 янв, 2010 18:15 (UTC)
Ого, сколько интересного в Смоленске! Завидую вам!:)
il_ducess
24 янв, 2010 18:26 (UTC)
Предлагаю Вам совершить такое же путешествие как мы осенью, только в обратном направлении - Новгород, Псков, Пушгород, Смоленск, Вязьма, Москва - Питер:):)
ne_nai
24 янв, 2010 18:31 (UTC)
Новгород, Псков, Пушгоры, Печёры - это нам недалеко, это знакомо:) А вот то, что дальше - в планах!
pouchkine
24 янв, 2010 20:49 (UTC)
Ух ты, какой эффект света создают в интерьере эти круглые окошки!!!!!
il_ducess
25 янв, 2010 17:32 (UTC)
Да там эффекты те еще. Жаль что внутри там ничего не осталось:)
alisas_land
25 янв, 2010 06:08 (UTC)
Ирина, большое спасибо! Я бы еще с удовольствием "погуляла" по Смоленску - очень понравилось :) А Церковь Петра и Павла заворожила! Она прекрасна!
il_ducess
25 янв, 2010 17:31 (UTC)
Будет еще:)
Только уже не церкви а сам город:)
melanyja
8 апр, 2010 12:59 (UTC)
очень хочется древние церкви посмотреть.
il_ducess
8 апр, 2010 13:11 (UTC)
А вы на машине? просто если на машине рекомендую вам взять экскурсовода в машину. Там это можно сделать. Без машины - это очень большие расстояния.
melanyja
8 апр, 2010 13:21 (UTC)
Если поедем, то на машине.
На счет экскурсовода спасибо за идею. Хотя я к ним скептически отношусь. И потом они вечно ведут куда-нибудь, когда хочется остановиться или направиться в другую сторону :)
il_ducess
8 апр, 2010 13:43 (UTC)
Тут у нее маршрут нормальный. Без нее будете смотреть гораздо дольше. Ну или возьмите карту - мои посты - и тогда вам не нужен экскурсвод.
melanyja
8 апр, 2010 14:08 (UTC)
"мои посты - и тогда вам не нужен экскурсвод" - вот это правильно!
( 26 комментариев — Оставить комментарий )