?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне вчера Дедушкин сказал, что я давно не пишу, так что я усовестилась и написала.

Когда идешь по Трубниковскому от Арбата среди больших доходников нам бросается в глаза маленький классический особняк под №17


Характерный послепожарный дом с мезонином.
Посмотреть на Яндекс.Картах


неизменной у него осталась средняя часть в три окна. В второй половине 19 века по бокам появились трехчастные окна и растесаны окна мезонина.
Особняк этот в 1822 г. был выстроен для коллежской асессорши Елизаветой Сонцевой. В 1830-х гг. в нем жил историк Москвы, архитектор А. А. Мартынов.
В 1850-х гг. им владел помещик И. И. Барыков, основатель богадельни в переулке, названном его именем.



В 1890 г. владельцем особняка становится художник И. С. Остроухов, и с этого времени начинается славная история этого скромного дома.


Илья Семёнович Остроухов (1858, Москва - 1929, там же) происходил из небогатой купеческой семьи. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Служил в Торговом доме Боткиных.

1902 г. В.А. Серов. Художник И.Остроухов.
В 1880-х годах брал частные уроки живописи у А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
С 1891 года член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903 года — Союза русских художников, с 1906 года действительный член петербургской Академии художеств.
Основная тема творчества Остроухова — пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 1886—1887; «Первая зелень», 1887—1888; «Сиверко», 1890; все — в ГТГ)






Илья Остроухов собственного бизнеса не имел, служил у Боткина, главного русского торговца чаем и сахаром. Собирал он с юности: сначала бабочек и птичьи яйца, потом рисунки.
В В 1889 году он женился на дочери своего шефа Надежде Петровне Боткиной и оставил службу.
Надежда Петровна была наследницей такого богатства, что ее муж наконец мог отдаться своему хобби, живописи и собирательству. С этого момента родился коллекционер, составивший крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи, икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова "Лодка", подаренный ему автором в 1880-х годах;

со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, Репина; русская школа первой половины - середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В разделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане и А. Матисса.
Кроме того он был Гласный Московской городской думы, попечитель Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых.
Остроухов был другом П. М. Третьякова. В 1898—1903 годах он член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 1905—1913 годах — попечитель Третьяковской галереи. В 1898—1902 годах входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря; участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. С 1905 года Остроухов — член-корреспондент, с 1906 года — действительный член Императорского Московского археологического общества.
Через год после женитьбы Остроухов приобретает дом в Трубниковском переулке.

тогда же в его собрание, которое он называл "Музеем личного вкуса", был открыт свободный доступ. Коллекция размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних комнатах, древнерусская живопись - наверху. Значительную ценность представляла и библиотека Остроухова (более 12 тыс. томов). В 1914 году Остроухов издал её каталог.
Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 году сделать для её размещения специальную одноэтажную пристройку к дому, в 1914 году её дополнили вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи.

Надо сказать что именно собрание икон, которые он начал собирать с 1909 года было уникальным.
И располагалась на втором этаже именно за этими окнами на втором этаже, со двора.

А собирательство это началось с того, что однажды на день рождения его друзья подарили ему икону „его“ святого — „Илью Пророка“ XV века.

С этого момента Остроухов словно прозрел, всерьез заинтересовался иконописью и стал самым ярым скупщиком икон в России. Александр Бенуа как-то сказал, что благодаря ему Запад приравнял древнерусских художников к мастерам итальянского раннего Возрождения. Это его страстное увлечение не могло не сказаться и на экспозиции Третьяковки».
До 1912 года(до постройки соседнего дома)

в усадьбе был большой сад. И была выстроен небольшой балкончик, на котором многие художники друзья дома писали этюды.

Надо сказать, что Остроухов имел скверный характер. Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода, из той благодатной среды, что поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, капризничал напоказ, не стесняясь, и устраивал неизменные нагоняи тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, (Остроухов не выговаривал „р“): „Дула, опять пелеглела класное вино! И из битков жил не блызжет! Ублать!“ По ритуалу далее следовал припадок театрального помешательства с рычанием и топаньем ногами, сменявшийся сосредоточенной гобсековской раздачей сахара перед чаем. В доме его, настоящей сокровищнице, полной сколь удивительных, столь и разнообразных живописных полотен, на истинно купеческих обедах общались за коньяком Шаляпин, Репин и Шишкин, Мамонтовы, Васнецов, Третьяковы, Гиляровский, Щукин и Москвин.

Обед в доме И.С.Остроухова в Трубниковском переулке
Гости в доме Ильи Семёновича Остроухова - московского художника и коллекционера. Слева - Ф.И.Шаляпин и И.М.Москвин. Хозяин - второй справа..

В 1909 году у Остроухова гостил Анри Матисс.
Мы смотрим на окна из которых в 1909 году рассматривал сад этот великий француз.

А ведь тогда он был не таким известным. Его работы покупали только русские коллекционеры Щукин Остроумов...

В 1918 году частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 года получил название "Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова". После смерти художника в 1929 году музей был ликвидирован, собранные Остроуховым произведения разошлись по фондам Третьяковской галереи, Русского музея, музея-усадьбы В. Д. Поленова и других хранилищ. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.


Вот такой дом

мимо которого вы наверняка ходили...

Источники:
Романюк С. "Из истории московских переулков".
Н.М. Полунина.Энциклопедия "Москва".Рубрикон
картины из интернета.
Фото дома мои.

Profile

Ретро
il_ducess
Ирина Левина

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Page Summary

Разработано LiveJournal.com