Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Category:

Усадьба Вяземских на Колымажном дворе

Прочитав сегодня вести по поводу реконструкции ГМИИ к 100 летию, я решила побыстрее написать про усадьбу Вяземских, которая расположена за музеем, в Малом Знамеском переулке, дом.5. (фото не все мои).
Посмотреть на Яндекс.Картах


фотография Ирины renidens из ее прогулки по Колымажному двору.

Резкий изгиб переулка после усадьбы Лопухиных занимает еще одна старинная усадьба. В XVIII в. она принадлежала Голицыным. Ее главный дом - памятник архитектуры первой половины XVIII в.

В 1790 г. всю обширную усадьбу приобрел князь А. И. Вяземский. Отец знаменитого поэта и друга Пушкина Петра Андреевича.

Портрет А.И. Вяземского. худ. Вуаль Жан Луи. 1774 г. Собрание Эрмитажа
Родословная князя Андрея Ивановича Вяземского уходила корнями довольно далеко. Впрочем, князь Андрей Иванович, кажется, обращал внимание на древность своего имени только изредка. Человек свободомыслящий, высокообразованный, лично знакомый с французкими писателями-энциклопедистами, он много времени проводил в заграничных путешествиях. Во время одного из них и познакомился с будущей матерью князя Петра Андреевича - англичанкой, замужней дамой, миссис О'Рейли. Влюбившись страстно, Андрей Иванович увез ее от мужа в Россию, добился для нее развода и в 1786 году обвенчался с нею, превратив в княгиню Екатерину Ивановну Вяземскую.


В этом доме 12 июля 1792 г. у них родился сын Петр.


Кроме сына у князя была еще внебрачная дочь Екатерина от графини Сиверс, рожденная в Ревеле, и получившая фамилию Колыванова от старого русского названия Ревеля — Колывань.

Княгиня Екатерина Ивановна умерла рано, когда Петр Андреевич был еще ребенком, а родственников с ее стороны он никогда не знал, хотя и пытался их отыскать во время заграничных путешествий.

В конце 180з г. руки внебрачной дочери князя Андрея Екатерины попросил Николай Михайлович Карамзин. В то время вдовец. Князь Андрей Иванович был дружен с женихом дочери с конца 18 века. в январе 1804 года состоялась свадьба Карамзина с Екатериной Андреевной.

Молодые поселились в этом доме, так как своего жилья у Н.Карамзина не было.
Заботам Карамзина и поручил князь Вяземский-старший, умерший рано, в 1807 своего единственного сына .

фотография Ирины renidens
Воздействие Карамзина на молодого Вяземского оказалось решающим: он был воспитан в духе патриотизма и привык к мысли о том, что каждый человек должен в меру сил своих заботиться о благе и процветании общества. Если Карамзин-историк образовал публициста и критика Вяземского, научив его спорить и вникать в глубины исторических событий, то Карамзин-писатель, автор "Писем русского путешественника", "Бедной Лизы", замечательных элегий и романсов, вырастил Вяземского - поэта.

Преклонение перед Карамзиным было своего рода исключением для остроумного князя Петра. Вообще-то он не признавал никаких авторитетов - не склонен был к тому его скептический, язвительный ум. Только еще один раз в жизни сделает для себя исключение Вяземский - признать духовное первенство Пушкина и преклониться уже пред ним.

Петр Андреевич рассказывал о своих юных годах: "С водворением Карамзина в наше семейство письменные наклонности мои долго не пользовались поощрением его. Я был между двух огней: отец хотел видеть во мне математика, Карамзин боялся увидеть во мне плохого стихотворца. Он часто пугал меня этой участью. Берегись, говаривал он: нет ничего жальче и смешнее худого писачки и рифмоплета. Первые опыты мои таил я от него, как и другие проказы грешной юности моей. Уже позднее, а именно в 1816 году, примирился он с метроманией моей (метромания - старинное название стихотворства)."
Карамзин прожил в этом доме с 1804 по 1811 год, когда князь Петр стал совершеннолетним.
Переехал в 1804 году, с набросками первого тома «Истории государства Российского». И именно здесь написал 8 томов из 12 своего знаменитого труда.

фотография из статьи Рахматуллина
Словом, «История…» писалась в этом доме так же, как в Остафьеве Вяземских. Это — городской аналог Остафьева. И единственный мемориал Карамзина в Москве.(Рахматуллин).


"По тогдашним понятиям и размерам, - вспоминал князь Петр Андреевич , - дом был довольно большой, с очень большим двором и садом". Здесь часто бывали московские писатели, многих привлекала личность владельца, человека умного и образованного(это про князь Андрея). "Родительский дом, не отличался ни внешней пышностью, на лакомыми пиршествами... князь Лобанов говорил мне долго по кончине отца моего: "...Уж, конечно, не роскошью зазывал он всю Москву, должно признаться, что кормил он нас за ужином довольно плохо, а когда хотел похвастаться искусством повара своего, то бывало еще хуже".


Усадьба, доставшаяся Вяземскому, принадлежала ему до 1812 г., когда была продана А. Т. Тутолмину. (Привет мне из Старицы. Там их усыпальница. Там много о них я узнала).
Позднее ее владельцами были князья Долгорукие.

В начале июля 1905 г. в особняке собрался съезд земских и городских деятелей - в Петербурге уже были уверены, что съезд провозгласит себя учредительным собранием и создаст временное правительство. В начале заседаний появилась полиция, составили протокол и предложили разойтись, но делегаты решительно отказались, полиция удалилась, и съезд благополучно закончился без особых последствий для властей.



В 1896 - 1898 гг. на первом этаже дома снимал квартиру знаменитый русский художник В. А. Серов. Его дочь вспоминала: "При доме был огромный двор и большой чудесный сад. Там, где теперь Музей изящных искусств имени Пушкина, находился плац, на котором проезжали верховых лошадей, и мы детьми залезали на деревья и часами наблюдали это зрелище".

Усадьба Вяземских и Долгоруких, Дворянское Собрание, Реставрация
«Усадьба Вяземских и Долгоруких, Дворянское Собрание, Реставрация» на Яндекс.Фотках

В советское время, по воспоминаниям писателя Л. В. Никулина, здесь поместилось "учреждение под звучным название УЛИСО - Управление личного состава флота. Две сводчатые комнаты нижнего этажа занимала семья Ларисы Рейснер". Писательница Л. М. Рейснер в те времена работала в этом учреждении.

В 1933 - 1936 гг. в доме находился Музей К. Маркса и Ф. Энгельса, и Малый Знаменский переулок, как и продолжающий его Ваганьковский, стал называться улицей Маркса и Энгельса. В 1962 г. музей основателей "научного коммунизма" был здесь открыт вторично, но после распада Советского Союза его упразднили, и ныне здесь Дворянское собрание, однако еще можно видеть в тимпане фронтона барельефы "основателей" и, то тут, то там - серпы с молотами.

Вот такая эта старинная усадьба памятник архитектуры XVII, XIX и XX веков, памятник не только архитектурный, но и исторический и литературный.

Увидим ли мы его в историческом сохраненном виде, когда он войдет в комплекс ГМИИ?!

Tags: Колымажный двор, Прогулки по Москве, Старая Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments