Ирина Левина (il_ducess) wrote,
Ирина Левина
il_ducess

Categories:

Чарльз-Фредерик Ворт.

Чарльз Ворт долгое время оставался в тени своих высокопоставленных заказчиков, подчиняясь их вкусам и капризам, и отнюдь не являл собой законодателя новой моды. Великая французская революция, ослабив влияние главных участников моды, придворных и королей, позволила портным вписать в историю свои имена. Первым кутюрье (ведь именно под впечатлением от его роскошных нарядов общество рождает понятие "от кутюр", что означает "высокое шитье") стал Чарльз-Фредерик Ворт. Чарльз-Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 г. в местечке Боурн графства Линкольншир в семье стряпчего (чиновника по судебному надзору). Уже в возрасте 11 лет мальчик покидает родной дом и отправляется в Лондон. Он покинул свой дом и уехал в Лондон. Ворт работал там бухгалтером в фирме под названием «Swan and Edgar», эта компания поставляла ткани, из которых шилась женская одежда. Затем Чарльз перешел в «Lewis and Allenby», которая специализировалась на доставке шелка в столицу Великобритании. Здесь Ворт работает до 1845 года. В течение семи лет он работает в различных магазинах и фирмах, специализирующихся на торговле тканями и предметами дамского туалета, а все свое свободное время проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки. Уже тогда Ворт понимает, что его призвание - мода, и непременно женская. Однако чтобы заниматься ее созданием всерьез, необходимо было ехать туда, где она сосредоточилась, в капризный и изысканный Париж. Он приехал в Париж, не зная французского языка, когда ему было всего двадцать лет. Бытует мнение, что в кармане у него было лишь 117 франков. Покорение Парижа он начал со скромной должности продавца в магазине тканей. Затем перешел в фирму по пошиву одежды "Гагелен"; одну из самых авторитетных на то время. Свободное время Чарльз проводил в Лувре, рассматривая картины старых мастеров и зарисовывая детали костюмов, узоры тканей, вышивок, так как специального художественного образования он не имел. Через 5 лет, Ворту удается открыть собственный отдел по производству женской одежды, который расположился в магазине Maison Gagelin. Официальным признанием его таланта стала медаль первого класса, полученная на международной выставке 1855 года в Париже за разработку нового по конструкции шлейфа. Чарльз раскроил его таким образом, чтобы шлейф ниспадал не с талии, как обычно, а с плеч, тем самым совершенно изменяя силуэт парадных платьев. В 1858 г. совместно с сыном известного шведского финансиста Отто Густавом Бобергом (у которого в 1871 г. выкупил его долю) Ворт открыл собственную мастерскую. На Рю-де-ля-Пэ. Этот район не входил в число престижных мест города, однако Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщин из высшего сословия. В то время костюмы должны были четко соответствовать тому положению, которое занимал человек в обществе. Когда творил Чарльз Фредерик Ворт в моде царствовала роскошь и стиль рококо с его преувеличенным стремлением к декору. Модельер в своей работе наиболее ярко отразил дух той эпохи. В рекламе эскизов и нарядов модельеру очень помогала его жена, бывшая продавщица у Гажелена, Мари-Августина Верне (1825-1898 гг.). Еще с 1850 г. она начала посещать состоятельных парижских женщин и демонстрировать им созданные Вортом костюмы. Обаятельная и энергичная особа, которую к тому же матушка-природа щедро одарила изяществом форм, она умела так подать наряд, что остаться равнодушной было просто невозможно. Однако чтобы стать законодателем парижской моды, необходимо было заполучить в клиентки императрицу Марию-Евгению, жену Наполеона III, которая была заядлой модницей. Верне помогла мужу и в этом. Просидев в приемной несколько недель, она добилась-таки встречи с женой австрийского посланника Паулиной Меттерних, которая была близкой подругой императрицы. Княгине эскизы пришлись по вкусу, да и цены на необычные костюмы оказались чисто символическими: она заказала себе два платья за 600 франков. На балу в Тюильри ее кринолин из тюля, украшенный серебряной вышивкой и букетами маргариток, произвел настоящий фурор среди придворных дам и, конечно же, вызвал интерес императрицы. Вскоре Чарльз-Фредерик Ворт становится "личным портным и поставщиком двора Ее Величества". Теперь наряды от Ворта становятся головокружительно дорогими: меньше, чем за 1600 франков вряд ли было можно что-то приобрести. Росло и число заказов: модельный дом Ворта изготовлял пять тысяч костюмов в год! Среди его заказчиц было девять коронованных особ. С тех пор Чарльза Ворта стали называть королем модельеров и модельером королей. В течение полувека у него одевалась вся европейская знать. Платья от Ворта носила Елизавета Австрийская, королева Испании Мария Кристина, королева Швеции Луиза, королева Виктория, он был любимым портным императрицы Марии Федоровны. Он одевал и королев сцены - Элеонору Дузе и Сару Бернар. К нему шли как светские дамы, так и дамы полусвета. А богатые американские заказчицы буквально осаждали Ворта. В журналах тех лет даже писали, что американок в Европе интересуют только две вещи: знатные женихи и платья от Ворта. Исполнял Чарльз Ворт и заказы русского двора. Среди русских клиентов фирмы называют неофициальную супругу императора Александра II - княгиню Юрьевскую, принцессу Палей, графиню Барятинскую и ее дочерей. Более тридцати лет заказывала туалеты в модном доме Ворта супруга Александра III императрица Мария Федоровна. Она доверяла мастеру настолько, что могла заказать платье по телеграфу, предоставив на усмотрение мастера, как выбор ткани, так и стиль костюма. Ворт первым стал подписывать свои творения. К каждой модели пришивалась ленточка с вытканным на ней полюбившимся именем, гарантирующим идеальное качество. Наличие на одежде модного ярлычка, как и в наше время, стало знаком высокого социального статуса ее обладателя. Он изобрел и профессию манекенщицы. Некоторые исследователи моды считают Мари Верне, незаменимую помощницу Ворта, первой в истории манекенщицей: она зачастую появлялась в модных нарядах до того, как их заказывали титулованные особы. Впоследствии многие известные модельеры приглашали своих очаровательных жен и любовниц продемонстрировать самые смелые модели так, как это было необходимо их создателю. В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Ворт нанимал девушек-"дублерш", выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма. Зная мерки и отыскав манекенщицу, соответствующую им, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно. Постепенно Чарльз Ворт изменил пропорции платья с кринолином, завысив линию талии, отказавшись от пышных складок на ней, а также от горизонтальных членений юбки. Ввел в моду платья с огромными искусственными кринолинами из металлических обручей и придумал устройство для их сжатия в нужный момент. В 1860-е гг. с легкой руки Ворта обручи стали овальными, что создавало совершенно новый силуэт юбки. Такие юбки прозвали "малаховскими"; в честь победы англо-французской коалиции над Россией в Крымской войне. Вместо кринолинов, которые исчезли после 1867 г., Чарльз Ворт изобрел турнюр (от фр. tournure). Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Она богато украшалась лентами, бантами, бахромой и искусственными цветами. Турнюры некоторых модниц 80-х гг. XIX в. были настолько велики, что в них с легкостью прятался маленький складной стульчик для отдыха. Существует даже предположение, что турнюр появился именно для этой цели. Сообразно же другой версии, кутюрье вдохновила служанка, собравшая сзади юбку схожим образом, чтобы не намочить ее, когда мыла пол. Еще одна уникальная идея Ворта - платье со сменными лифами. Он предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов. Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденного — в бальное.Чарльз Ворт первым стал создавать сезонные коллекции, задав тем самым моде определенный ритм и заложив основы системы управления ею. Регулярное обновление стилей и силуэтов явилось мощным фактором расширения сбыта и соответствовало потребностям рыночной экономики. В 1868 г. Ворт открыл "Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз" (Синдикат высокой моды) - организацию, объединившую салоны, где одевались представители высших кругов общества. Он почувствовал потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от простых буржуа. Идея высокой моды обеспечивала эту потребность. Кроме того, необходимо было защитить известных портных от копирования их моделей. Организация охраняла авторские права своих членов.Синдикат высокой моды существует до сих пор, и лишь члены этой организации имеют полное право называть себя кутюрье. Чтобы попасть туда, необходимо открыть Дом моды в столице Франции, дважды в год показывать новые коллекции на Неделе высокой моды в Париже, устраивать показы для клиентов. При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (допускается до 30% машинных строчек). Чарльз Ворт умер в 1895 г. Семейное предприятие возглавили его сыновья Жан-Филипп и Гастон. Именно под их влиянием во Франции начала ХХ в. развился стиль "модерн". Жан-Филипп прославился изысканными бальными платьями с головокружительно трудоемкой отделкой. Братья Ворт также ввели практику продажи разработок для копирования в другие страны. В Нью-Йорке на копиях моделей Дома "Ворт" специализировался салон "Кэти Донован". В 1945 г. имя Ворта было продано в Англию. Модный дом "Ворт" прекратил свое существование. Но талантливого портного не забыли. По всему миру периодически проходят выставки его одежды, приуроченные к какой-нибудь знаменательной дате из биографии первого кутюрье. А 26 июня 2001 г. на аукционе в Нью-Йорке придворное платье 1888 г., созданное несравненным Вортом, установило мировой рекорд по дороговизне: новому обладателю этот шедевр модного искусства обошелся в $101500. Ну а теперь просто любуемся:
Tags: Ворт, История костюма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments